Дом-паровоз

Конструктивистский комплекс Запасный (Запасной) дворец, прозванный в народе «Дом-паровоз» трудно представить себе во времена Наполеона. Однако уже тогда этот дом в стиле "авангард" стоял. Правда, в несколько ином облике.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н.В. Никитин и А.Ф. Мейснер в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов. После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 – 1933 годах. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде. 

Подчеркнутые слова:

 

 

 

 

Задания к тексту

 


Назад к каталогу текстов
Яндекс.Метрика