Этапы информатизации образования
Для исследования вопроса развития и применения информационных технологий в образовании следует отметить стадиальные изменения в истории развития способов коммуникации в обществе. Эти изменения можно разделить на 6 этапов, каждый из которых обладает своими характеристиками. Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов:
1 1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки почтой писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.
2 2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3 3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4 4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
5 5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации автоматических систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.
6 6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя – глобальной компьютерной сети Internet[1]. Это в первую очередь относится к появлению персонального компьютера и современных средств коммуникации. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы[2], обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс.
В работе В.П. Тихомирова выделены следующие этапы в истории информатизации образования (на период 2000г):
- Компьютеризация 50-70 гг.: не повысила эффективности обучения;
- Компьютеры 70-80 гг. становятся средством поиска новых методов обучения. История телекоммуникационных сетей начинается с 80-х годов прошлого века. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы, обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс.
- Компьютеры 80-90 гг.способствуют самоорганизации познания, утверждению методик обучения раскрытию творческого потенциала личности, особых черт индивида и виртуализации обучения, свободному выбору технологий обучения[3]
Помимо Советского Союза развитием информатизации общества и информационными технологиями также занимались большинство стран Западной Европы и США. Это подтверждает исследования профессора Калифорнийского университета (University of California, UCI) Марка Варшауэра[4] (Mark Warschauer). Он выявил три периода становления ИКТ в сфере образования:
1 бихевиористский (50-70-е гг.), использовавший тренировочно-контролирующие программы;
2 коммуникативный (70-80-е гг.), ориентированный преимущественно на учебные игровые и прикладные программы;
3 интегрирующий (с конца 80-х гг. до настоящего времени), основанный на использовании средств гипермедиа[5] и коммуникации с применением компьютеров.
М.Леви рассматривает историю компьютерной лингводидактики через наиболее значимые проекты по созданию обучающих систем, отразившие тенденции определенного этапа ее развития, а именно 60-, 70-, 80- и 90-х гг ХХ века.
В современном понимании истории становления ИК-технологий произошло укрупнение этапов и уменьшение их количества до двух. Эти два этапа представлены в нижеприведенной таблице:
Этапы истории развития ИК-технологий |
Описание |
1 этап (60 - 80-е гг) |
Определение его как “традиционного” характеризует технические возможности компьютеров того времени и наиболее распространенные (ставшие “традиционными” для обучения языку) типы обучающих программ. |
2 этап (90-е гг) |
Качественное изменение технических возможностей компьютеров, которые повлекли за собой кардинальные изменения в обучении языку. К основным технологическим достижениям этого периода относятся: 1 средства мультимедиа, объединяющие возможности воспроизведения и записи речи и интерактивное видео; 2 технология CD-ROM , позволяющая многократно увеличить объем сохраняемой на лазерных компакт-дисках информации; 3 гипертекст, создающий систему перекрестных ссылок в текстовых массивах информации; 4 гипермедиа, сочетающие возможности гипертекста и мультимедиа; 5 телекоммуникационные технологии. |
[2] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000/ – 272 c.
[3] В А Красильникова Информационные технологии в образовании// С 38 // Электронный ресурс: http://ito.osu.ru/files/work161.pdf
[4] Современный прикладной лингвист, профессор педагогического факультета (Department of Education) и факультета информатики Калифорнийского университета в Ирвайне, основатель лаборатории цифрового обучения данного университета
[5] Объединение возможностей мультимедиа (представления информации в виде комбинации звука, графики, мультипликации и видео) и гипертекста (представления текстовой информации в нелинейном виде путем создания системы перекрестных ссылок).