Этапы информатизации образования

Для исследования вопроса развития и применения информационных технологий в образовании следует отметить стадиальные изменения в истории развития способов коммуникации в обществе. Эти изменения можно разделить на 6 этапов, каждый из которых обладает своими характеристиками.  Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов:

1        1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки почтой писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2        2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3        3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4        4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5        5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации автоматических систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6        6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя – глобальной компьютерной сети Internet[1]. Это в первую очередь относится к появлению персонального компьютера и современных средств коммуникации. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы[2], обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс.

В работе В.П. Тихомирова выделены следующие этапы в истории информатизации образования (на период 2000г):

  1. Компьютеризация 50-70 гг.: не повысила эффективности обучения;
  2. Компьютеры 70-80 гг. становятся средством поиска новых методов обучения. История телекоммуникационных сетей начинается с 80-х годов прошлого века. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы, обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс.
  3. Компьютеры 80-90 гг.способствуют самоорганизации познания, утверждению методик обучения раскрытию творческого потенциала личности, особых черт индивида и виртуализации обучения, свободному выбору технологий обучения[3]

Помимо Советского Союза развитием информатизации общества и информационными технологиями также занимались большинство стран Западной Европы и США. Это подтверждает исследования профессора Калифорнийского университета (University of California, UCI) Марка Варшауэра[4] (Mark Warschauer). Он выявил три периода становления ИКТ в сфере образования:

1        бихевиористский (50-70-е гг.), использовавший тренировочно-контролирующие программы;

2        коммуникативный (70-80-е гг.), ориентированный преимущественно на учебные игровые и прикладные программы;

3        интегрирующий (с конца 80-х гг. до настоящего времени), основанный на использовании средств гипермедиа[5] и коммуникации с применением компьютеров.

 

М.Леви рассматривает историю компьютерной лингводидактики через наиболее значимые проекты по созданию обучающих систем, отразившие тенденции определенного этапа ее развития, а именно 60-, 70-, 80- и 90-х гг ХХ века.

В современном понимании истории становления ИК-технологий произошло укрупнение этапов и уменьшение их количества до двух. Эти два этапа представлены в нижеприведенной таблице:

 

Этапы истории развития ИК-технологий

Описание

1 этап (60 - 80-е гг)

Определение его как “традиционного” характеризует технические возможности компьютеров того времени и наиболее распространенные (ставшие “традиционными” для обучения языку) типы обучающих программ.

2 этап (90-е гг)

Качественное изменение технических возможностей компьютеров, которые повлекли за собой кардинальные изменения в обучении языку. К основным технологическим достижениям этого периода относятся:

1        средства мультимедиа, объединяющие возможности воспроизведения и записи речи и интерактивное видео;

2        технология CD-ROM , позволяющая многократно увеличить объем сохраняемой на лазерных компакт-дисках информации;

3        гипертекст, создающий систему перекрестных ссылок в текстовых массивах информации;

4        гипермедиа, сочетающие возможности гипертекста и мультимедиа;

5        телекоммуникационные технологии.

 

 

 

[2] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000/ –  272 c.

[3] В А Красильникова Информационные технологии в образовании// С 38 // Электронный ресурс:   http://ito.osu.ru/files/work161.pdf

[4]  Современный прикладной лингвист, профессор педагогического факультета (Department of Education) и факультета информатики Калифорнийского университета в Ирвайне, основатель лаборатории цифрового обучения данного университета

[5] Объединение возможностей мультимедиа (представления информации в виде комбинации звука, графики, мультипликации и видео) и гипертекста (представления текстовой информации в нелинейном виде путем создания системы перекрестных ссылок).