Кросс-платформенная модель обучения: История, структура, реализация и практика применения
Кузнецов Андрей Андреевич автор проекта Langteach
Аннотация
В связи с повсеместной интеграцией информационных технологий во все сферы деятельности современного человека, автор данного доклада (аспирант 2 курса факультета иностранных языков и регионоведения МГУ и создатель проекта Langteach-online Кузнецов Андрей Андреевич), считает, развитие мульти-платформенных (кросс-платформенных) онлайн курсов инновацией в сфере дистанционного образования. В ходе данного доклада автор подробно расскажет и покажет из чего состоит кросс-платформенная модель обучения, как с технической точки зрения, так и с педагогической, на примере авторского проекта Langteach-online.
Основные вопросы, затрагиваемые в докладе
1. Историческая справка о проекте Langteach-online;
2. Основные компоненты проекта Langteach-online;
3. Дидактика и проект Langteach
4. Практика применения проекта Langteach-online
5. Основные определения
Ключевые слова
Онлайн-сервисы, кросс-платформенность, история проекта, информационные технологии в образовании, иностранные студенты, интерактивность, визуальность, интеграция.
Текст доклада
Рассматриваемая модель обучения является нововведением, по сравнению с уже существующими моделями и методами обучения иностранным языкам. В настоящее время совершенствование процесса обучения дисциплинам в вузах приобретает особую значимость и актуальность, т. к. главной задачей обучения студентов является подготовка к учебно-научной и учебно-профессиональной коммуникации в высокотехнологичном обществе, в котором широко распространено использование информационных технологий.
История данного проекта началась в апреле 2013 года, но тогда он носил название Linguisticsedu. (Сайт был открыт 27 апреля 2015 года) Он изначально был ориентирован на обучение иностранцев русскому языку в рамках их обучения по программам бакалавриата и магистратуры лингвистики на Факультете Иностранных Языков и Регионоведения и Высшей Школы Перевода МГУ. Это проект принял участие в нескольких широкоизвестных конференциях в ведущих ВУЗах Москвы: в VI Международной научно-методической конференции "Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации" (МГУ им. Ломоносова, ФИЯР); Всероссийской научно-практической конференции «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ» (Университет Машиностроения (МАМИ)); V Международной интернет-конференции «Инновационные информационно-педагогические технологии в системе IT-образования — 2015» (ВМК МГУ); XI Международной научно-практическо конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование» (ВМК МГУ); научно-методической международной конференции "Эффективные методы преподавания иностранных языков: теория и практика" (Институт стран Азии и Африки МГУ); Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017»(МГУ); ММСО-2017; NATE-2017 (РГСУ) и прочих.
В ходе разработки сайта проекта были использованы следующие онлайн-сервисы: Mind42, Voicethread, Prezi, Voxxopop, Wikispaces, Eliademy, Teacherpage и прочее. При работе с данными онлайн-приложениями были выявлены их дидактические преимущества и недостатки (Согласно принципам и функциям, выявленным советским учёным К.Д.Ушинским). Каждый из этих онлайн-сервисов несёт определенную техническую значимость. Каждый из указанных онлайн-сервисов несет определенную функцию, например, онлайн-сервис Wikispaces мы используем, как инструмент для создания виртуального класса; онлайн-сервисы Voicethread и Slideshare мы используем для хранения аудио- и видео контента а также презентаций для проведения будущих занятий со студентами, к которым можно обратиться в любом месте просто, если зайти в необходимый раздел проекта Langteach.
Ниже приведен неполный список онлайн-платформ, интегрированных в проект Langteach посредством функции Embeded, а также использующихся наравне с сайтом проекта.
В платформу интегрированы следующие инструменты Веб. 2.0:
Wikispaces.com
Дидактические функции: Организация различного рода совместных исследовательских работ; организация дистанционного обучения по образовательным программам для разных категорий обучающихся; оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам для расширения их кругозора и повышения культурного уровня; формирование у обучающихся и педагогов коммуникативных навыков, культуры общения; формирование навыков исследовательской деятельности;
Дидактические свойства: Отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате; организация общения с преподавателем курса; асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися; возможность организации консультаций, форм контроля и т.д.; хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося; подготовка и редактирование текстовой информации;
Padlet
Дидактические функции: Индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществления контроля и самоконтроля знаний;
Дидактические свойства: Возможность организации форм контроля и т.д.;
Quizlet
Дидактические функции: Индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществления контроля и самоконтроля знаний;
Дидактические свойства: Возможность организации форм контроля и т.д.;
Let's test
Дидактические функции: Аналогично Quizlet;
Дидактические свойства: Аналогично Quizlet;
Mind42
Дидактические функции: Облегчение понимания и запоминания информации;
Дидактические свойства: Отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате; хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;
Slideshare
Дидактические функции: Сообщение сведений; облегчение понимания и запоминания информации
Дидактические свойства: Отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате; хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;
Delicious
Дидактические функции: Сообщение сведений; облегчение понимания и запоминания информации
Дидактические свойства: Отображение и передача информации в текстовом формате; Хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;
Learningapps.org
Дидактические функции: Осуществления контроля и самоконтроля знаний; закрепление полученных знаний в умениях и навыках;
Дидактические свойства: Возможность организации форм контроля и т.д.;
При работе с указанными выше сервисами была выдвинута идея о создании единой системы из данных программ на основе сайта преподавателя. Данная система получила название кросс-платформенная модель обучения.
Кросс-платформенная модель обучения – это модель обучения, основанная на использовании единой системы управления обучением (LMS), объединяющей интегрированные в нее различные ,социальные сервисы 2.0, обладающие определенными дидактическими свойствами и выполняющими определенные дидактические функции.
Кросс-платформенная модель курса – это модель дистанционного курса, где каждая его значимая часть находится на своем онлайн-сервисе и все соединено с остальными элементами, посредством внутри текстовых гиперссылок на языке HTML5.
Эта модель дистанционного обучения, которая может быть использована не только для преподавания иностранных языков, но и русского как иностранного. Данная модель состоит из нескольких основных неизменных элементов, а также дополнительных элементов, которыми можно добавить в онлайн-курс для расширения его функциональных возможностей.
Проект Langteach представляет из себя кросс-платформенную модель обучения. На сайте проекта [1] предложены следующие разделы курса [2]:
В качестве примера применения данной модели используем курс по обучению русскому как иностранному.
1. Задания
2. Онлайн-сервисы
3. Планы уроков
4. Презентации
5. Программа курса ИКТ в РКИ
6. Статьи
7. Текстотека
8. Тематический словарь
9. Тесты
Каждый из вышеперечисленных разделов несёт определенную функцию в данной модели обучения.
Раздел «Задания» [3] - будет содержать весь список тем (ссылок) в алфавитном порядке. Студент, обучающийся на данной платформе может видеть весь список заданий и может выполнять их в случайном порядке.
Раздел «Онлайн-сервисы» [4] - содержит список онлайн-сервисов, которые используются на курсе. Все сервисы бесплатны. Использование большого количества онлайн-сервисов позволяет существенно повысить мотивацию к обучению русскому языку иностранцев.
Раздел «Планы уроков» [5] – будет содержать авторские разработки планов уроков для преподавателей РКИ.
Раздел «Презентации» [6] – содержит презентации к очным урокам по РКИ. Они повышают наглядность, мотивацию и эффективность усвоения лексического материала студентами.
Раздел «Программа курса ИКТ в РКИ» [7] – содержит программу курса.
Раздел «Статьи» [8] – содержит авторские статьи по обучению с помощью данной модели обучения.
Раздел «Текстотека» [9] – содержит тексты по темам (в алфавитном порядке) с лексическими минимумами, тестами и вопросами к ним.
Раздел «Тематический словарь» [10] – содержит лексические минимумы по темам (в алфавитном порядке).
Раздел «Виртуальный класс» [11] - содержит все письменные задания и тесты, которые можно выполнить в режиме онлайн и задать преподавателю вопросы по определенному уроку.
По нашему мнению, использование данной модели обучения, за счет своей гибкости, позволяет избежать рутины при обучении иностранным языкам и РКИ, потому что может оказаться так, что студенту просто неинтересно проходить, то что он уже проходил ранее, и он может выбрать для себя, то что для него в данный момент актуально, тем самым он может определить свою индивидуальную образовательную траекторию, использовать необходимое количество времени для выполнения заданий и всегда получать ответы от преподавателя на все интересующие его вопросы.
Список литературы и интернет-источников
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/tematicheskie_stranicy/0-12
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/ikt_v_rki_zadanija/0-43
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/ikt_v_rki_onlajn_platformy/0-51
Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/linguisticsedu/home
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/ikt_v_rki_prezentacii/0-45
Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/linguisticsedu/rabocaa-proo
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/ikt_v_rki_stati/0-44
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/tekstoteka/0-112
Электронный ресурс: http://www.langteach-online.ru/index/tematicheskij_slovar_po_rki/0-72
Электронный ресурс: http://langteachwiki.wikispaces.com