ИСТОКИ ЧАСТНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

По мнению Умберто Эко [2], чистое наслаждение красотой не должно быть отягощено обладанием. Однако, редко кто способен на такое «чистое» наслаждение. Красивой вещью хочется владеть, чтобы иметь возможность любоваться ею часто, чтобы разделять это удовольствие с тем, кто рядом, да и чего лукавить, хочется, чтобы другие тоже восхитились твоими сокровищами.
Ученые полагают, что собирательство является одной из генетически обусловленных предрасположенностей человека, одним из его инстинктов. На протяжении тысячелетий люди собирали не только предметы, имевшие хозяйственную и потребительскую пользу, но и такие, которые обладали особыми свойствами и не подлежали непосредственному материальному использованию в целях удовлетворения личных потребностей ради выживания. Например, обитатели пещеры Йени (Франция) собирали образцы камней и раковин, имевших необычную форму и цвет, что свидетельствует о наличии эстетического чувства у наших далеких предков.
В традиционных обществах архаической, древней и средневековой эпох постепенно складывалось собирание, хранение и представление определенных предметов, изъятых их утилитарной сферы по различным мотивам. Среди этих мотивов следует назвать сакральные, экономические, социально-престижные, эстетические и др. Но выделение отдельных предметов из их хаотического множества далеко не всегда превращало эти группы в собрания.
Сокровищницы, в которых хранилось то, что было ценным и значимым для владельца: фамильные украшения, монеты, дорогая утварь и ценное оружие нельзя назвать коллекциями. Дорогие предметы, которые собирались в церквях и монастырях: ценные рукописи, предметы культа и т.д. – тоже еще не коллекции. Хотя предметы культа и ювелирные изделия порой являются произведениями искусства высочайшего художественного уровня, только с появлением светского, освобожденного от утилитарности искусства, могло появиться коллекционирование в современном смысле слова.
Рассмотрение истоков коллекционирования мы начнем с эпохи Возрождения. Именно в это время оно становится целенаправленным и массовым, появляются описания коллекций с целью популяризации и привлечения к ним внимания знатоков и любителей. Это явление распространяется позже по всей Европе и вызывает расцвет частного коллекционирования также и в России XVIII века.
Расцвету коллекционирования в Италии XV века способствовал мощный духовный подъем в стране, небывалый расцвет изобразительного и декоративно-прикладного искусства, обнаружение в ходе раскопок произведений античной культуры. Именно последнее обстоятельство дало название эпохе. Носители гуманистического мировоззрения стремились «возродить», сделать образцом для подражания творчество античных художников и писателей.
С середины XV века в определенных слоях общества усиливается интерес к красоте и редкости предметов, возникает желание собирать и выставлять их напоказ, чтобы продемонстрировать свое могущество и утонченный вкус. Под влиянием гуманистов начинается активный целенаправленный поиск предметов для пополнения собраний. Новое коллекционирование было связано также с формированием у человека исторического сознания и открытием специфической ценности произведений искусства, с большей, чем прежде заинтересованностью собирателей в художественных коллекциях.
Художественные коллекции этого времени характеризовались не только тем, что включали произведения живописи, графики, пластики, но и тем, что были соответствующим образом представлены для обозрения и становились носителями гуманистического содержания. Произведения искусства в таких коллекциях несли определенную смысловую нагрузку. Гуманист Бартоломео Фачо в книге «О знаменитых мужах» подчеркивал, что собирание картин и других предметов достойно каждой выдающейся личности.
Одним из первых специальных помещений для размещения коллекции был кабинет правителя или влиятельного лица  - «студиоло», что по-итальянски означало небольшое помещение для исследования или размышлений. Название и функции студиоло свидетельствуют об интеллектуальных качествах идеального правителя периода Возрождения. В декоративном оформлении кабинетов существовала определенная программа. Так, интерьер кабинета Федерико де Монтефельтро в Урбино включал в себя подчеркивающие характер владельца настенные росписи с изображением строений и ландшафтов, в нишах находились аллегорические фигуры. На фризе над росписью были помещены портреты философов, пророков, поэтов. Потолки были расписаны эмблемами и девизами герцога.
Правящая во Флоренции династия Медичи, собирая богатые коллекции и покровительствуя наукам и искусству, превратила свой город в культурный центр итальянского Возрождения. Медичи приобретали произведения античного прошлого, а также заказывали современным художникам картины и скульптуры. Их коллекции были доступны для любителей искусства и художников. В их саду на образцах античной скульптуры обучались почти все молодые флорентийские художники, включая Микеланджело.
Постепенно коллекции разрастались, появилась необходимость в создании специальных помещений для их размещения. Так возникли первые частные художественные галереи, где их владельцы демонстрировали первоклассные произведения живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Чем выше был статус владельца, тем богаче и ценнее была его коллекция.
Формированием представительской коллекции во времена Возрождения при герцогах занимались гуманисты, которые разрабатывали специальную индивидуальную программу для своего патрона. Например, студиоло Франческо I было оформлено по программе флорентийского ученого-архивиста и художественного критика Винченцо Боргини. Тематика экспозиции отражала предложенную В. Боргини идею возвышения человека над природой, иллюстрированную сценами и фигурами, символизировавшими четыре начала природы (Земля, Вода, Огонь и Воздух) и четыре времени года. Программа экспозиции, составленная Джорджо Вазари, под чьим кураторством создавались произведения искусства для студиоло, сочетала фрески, живопись, мозаики, бронзовую скульптуру.
Коллекции могли собирать лишь те, кто обладал финансовыми возможностями и досугом. Главным двигателем в развитии коллекционирования было желание представителей знати и среднего сословия самоутвердиться. Но в то же время возникает тип истинного знатока и любителя редких вещей, собирающего интересующие его предметы прежде всего для получения эстетического удовольствия, а не только с целью вложения капитала или приобретения высшего социального статуса.

Подчеркнутые слова

 

Задания к тексту:

 

Домашнее задание:

 

P.S. Тесты, предложенные в разделе "Тесты" носят тренировочный характер

 


Назад к каталогу