История появления и организации мобильного обучения.

В середине первого десятилетия XXI века   был отмечен рост развития мобильных технологий и средств связи (мобильные телефоны с сенсорными экранами, планшеты). Именно с этого периода можно отметить, что мобильный телефон стал не только средством связи, но и средством поиска необходимой информации в интернете. Масштабное развитие рынка мобильных устройств и технологий не осталось не замеченным во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования. В своей статье в журнале «Молодой учёный» А. В. Логинова пишет: «Число мобильных устройств, которые подключаются по всей планете, в 2014 году превысило отметку в 7 миллиардов, и все, что мы делаем в настоящее время переходит на новый уровень, будь то покупки, банковские операции, работа, или обучение. Мобильные устройства стали столь же широко распространенными, как и человеческое население. Почти невозможно пойти куда‑то и не наткнуться на море людей, использующих мобильные телефоны.»[1]

В данный момент наибольшую популярность мобильные устройства набирают именно в сфере образовательных услуг.  Именно это позволило появиться термину «Мобильное обучение».

К.В. Капрачникова в своей статье отмечает что термин «Мобильное обучение» неразрывно связан с дистанционным образованием: Под ним следует понимать такую форму обучения, при которой взаимодействие преподавателей со студентами и студентов между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)[2].  Эту тенденцию также отмечают зарубежные учёные по всему миру[3]. «До сих пор, очевидно, что, несмотря на результаты многих исследований, таких как исследования Оомса и соавт. (2008) и последующих Аттевелла, Сэвилла-Смита, Доуча, и Паркера (2010) и многих других, которые определили положительное влияние на взаимодействие с использованием мобильных и портативных технологий, а также положительное влияние мобильных технологий интеграции в целом – слияние мобильных технологий в учебных заведениях еще не было широко принято. Многие преподаватели в школах и колледжах по-прежнему неохотно относятся к тому, чтобы разрешить широкий доступ к мобильным устройствам на занятиях (Кадаж, Ланхэм, & Чжоу 2009), часто по причинам отсутствия контроля деятельности учеников и общие проблемы безопасности. В результате многие студенты скучали в классе, и добавились к уже высокому отсеву сегодняшним студентам будет способствовать интересная, творческая и совместная среда обучения (Бонк, 2009), и мобильные технологии могут помочь в создании такой среды (Кадаж и соавт., 2009). Многие студенты считают, что материалы, предоставленные не таким-то образом не имеют к ним отношения и не удовлетворяют их потребности, так как эти материалы устарели и не вписываются в современное общество (Кнезек, Лай, Кадаж, и Бейкер, 2011; Кадаж, Кнезек & Бейкер, 2012»[4]

В своей статье «Методика применения мобильных технологий в преподавании иностранных языков: этапы развития и современные тенденции» А.П. Авраменко отмечает: «Систематичная история  исследования  мобильного  обучения  относится  к  первому десятилетию XXI века, а именно с 2002 г., когда была создана беспроводная сеть интернета третьего поколения (3G), и стали организовываться первые международные мероприятия  по  вопросу.  Десятилетнюю историю исследования методики  применения мобильных технологии в образовании,  и в преподавании иностранных языков в частности, можно условно разделить на четыре этапа:

  1. 2002 – 2004: формулировка базовых принципов
  2. 2005 – 2008: переход от пилотных проектов к широкому применению, обобщение первого опыта
  3. 2009 – 2011: переход от использования содержания к его созданию, новый виток обобщения
  4. 2012: современный этап[5]

О значимости и обширном будущем мобильных технологий, в качестве средства обучения, говорится и в документах Юнеско: «В ближайшие пятнадцать лет, мобильное обучение, несомненно, станет более интегрированным с общим образованием. Так как компьютеры в настоящее время рассматриваются в качестве важнейшего компонента для обучения в XXI веке мобильные технологии скоро станут обычным явлением в системе формального и неформального образования, и постепенно даже термин мобильное обучение постепенно сойдет на нет, как это все связано с более целостным обучением, а не специализированным или периферийным смыслом. Как улучшенная связь между техническими и педагогическими инновациями, мобильные технологии будут брать на себя четко определенную, но все более существенную роль в общей экосистеме образования.»[6]

Мы рассмотрели основную периодизацию истории возникновения мобильных технологий, в качестве средства обучения. 

 

[1] Логинова А. В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 974-976.

[2] Капранчикова К.В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки

[3] Khaddage, F., Müller, W., & Flintoff, K. (2016). Advancing Mobile Learning in Formal And Informal Settings via Mobile App Technology: Where to From Here, and How? Educational Technology & Society, 19 (3), 16–26.// https://www.researchgate.net/publication/305155870_Advancing_Mobile_Learning_in_Formal_And_Informal_Settings_via_Mobile_App_Technology_Where_to_From_Here_and_How

[4] Переведено с английского: So  far,  it  is  apparent  that  despite  the  results  presented  from  many  research  studies  such  as  Ooms  et  al.  (2008) followed by Attewell, Savill-Smith, Douch, and Parker (2010) and many others who identified the positive effects on engagement  from  the  introduction  of  mobile  and  handheld  technologies,  and  the  positive  impact  of  mobile technologies  integration  in  general  – the fusion of  mobile  technologies  into  educational  settings has not yet been widely  adopted.  Many teachers  in  schools  and  colleges  are  still  reluctant  to  allow  widespread  access  to  mobile devices in a formal  classroom  setting  (Khaddage,  Lanham,  & Zhou, 2009), often  for  reasons  of lack of control of student activities and general safety concerns. This has resulted in many students being bored in classrooms and has added  to the already  high dropout rate, since  today’s  students  would  favor an engaging, creative  and  collaborative learning environment (Bonk, 2009), and  mobile technologies could help in setting up such  environment (Khaddage et al., 2009). Many students  feel that the materials provided  are somehow irrelevant  for them, not engaging and  do not satisfy their needs, as these materials are outdated and do not fit into today’s society (Knezek, Lai, Khaddage, & Baker, 2011; Khaddage, Knezek & Baker, 2012)

[5] Авраменко А.П. Методика применения мобильных технологий в преподавании

иностранных языков: этапы развития и современные тенденции Научные ведомости Серия Гуманитарные науки. 2013. № 6 (149). Выпуск 17

[6] Перевод с английского// THE FUTURE OF MOBILE LEARNING IMPLICATIONS FOR POLICY MAKERS AND PLANNERS // Page 15 // UNESCO 2013// http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002196/219637e.pdf