Приветствую Вас Гость!
Вторник, 22.01.2019, 21:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 67

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
TeacherKuznecov

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Конференция ESTARS 2018

Конференция ESTARS 2018

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТА  LANGTEACH-ONLINE
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

А.А. КУЗНЕЦОВ

Статья посвящена вопросу использования инструментария проекта Langteach-online в условиях самостоятельной работы и выполнения письменных работ при изучении русского языка иностранными студентами. Технические характеристики проекта указанного проекта позволяют работать с мультимедийными средствами различных форматов: текстовыми, аудио- и видеофайлами, а также выполнять задания в дистанционной и смешанной формах. Гипертекстовая структура проекта позволяет студентам и преподавателям быстро находить необходимую информацию. В проекте также реализована модель, которая используется в рамках массовых открытых онлайн-курсов на базе Moodle.

Автор предлагает ввести следующую структуру онлайн-курса в рамках кросс-платформенной модели (за основу взята структуры МООКов на базе Moodle и Stepik) : 1) информационный блок, который обычно содержит информацию о целях и задачах курса, компетенциях, которые он развивает; 2) содержательный модуль состоит из модулей (тем) обучения, каждый из которых включает: презентацию или объяснение материала в форме текстового документа, аудио или  видеоотрывка или PPT-презентации; теоретический материал (например, в виде списка печатных изданий и веблиографии); задания; инструкции по выполнению заданий; 3) контрольно-проверочный модуль, который  содержит страницы для выполнения и сдачи заданий разных форматов, а также критерии оценивания, примеры лучших работ;  4) модуль саморазвития обучаемого в котором он может найти дополнительные тексты, материалы и задания по изучаемым темам в рамках курса русского языка для иностранных студентов;  5) модуль обратной связи дает возможность быстрой и эффективной коммуникации в рамках дистанционного  и смешанного обучения. 

Данный проект показал свою высокую эффективность в ряде организаций и в условиях частной педагогической практики у преподавателей из Италии, Франции, США и Армении, которые применяли материалы проекта в ходе организации своих занятий.

Ключевые слова: Langteach-online; опыт применения; электронный ресурс; иностранные студенты; самостоятельная работа; кросс-платформенная модель

 

На сегодняшний день, в эпоху информационных технологий, трудно представить современную школу без Интернета и компьютера. Существенно повышается интерес студентов к изучаемому предмету, если преподаватель будет использовать современные технологии при проведении занятий. Преподаватели должны постоянно повышать уровень своей ИКТ-компетенции, согласно профессиональному стандарту педагога, который был принят к исполнению с 1 января 2015 года [1]. В современном мире Веб - технологии задействованы практически в каждой сфере деятельности человека, но особое влияние прослеживается в сфере образования и науки.

В условиях глобализации современного образования в связи с реализацией целевых программ федерального значения в сфере образования, начиная с 2002 года, возникла необходимость внедрения ИК-технологий в преподавание иностранных языков в том числе, и в обучение иностранных студентов русскому языку (РКИ).

Существует множество факторов, обуславливающих ориентацию современной системы образования на построение учебного процесса на базе ИКТ. Один из них – это стремительно возросшее количество пользователей Интернет как в целом в мире, так и в России. По данным исследовательской компании Comscore, Россия занимает первое место в Европе и шестое место в мире по количеству пользователей сети Интернет, достигшего в 2012 году отметки в 59 миллионов человек. [2].

Необходимо упомянуть о мотивационном факторе интенсификации процесса информатизации образования как введение образовательных стандартов третьего поколения, в которых информационно-коммуникационная компетенция или медиа компетенция, в формулировке некоторых исследователей, включена в число как профессиональных, так и универсальных инструментальных и системных компетенций обучаемых [3]

В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).  Все указанные цифровые технологии формируют электронную информационную образовательную среду обучения, которая утверждена различными документами Министерства Образования Российской Федерации. 

Согласно данным документам, информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения (в контексте ФГОС ООО) включает:

1.         Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

2.         Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;

3.         систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

Согласно положениям ФГОС 44.03.01 «Педагогическое образование», [4] в качестве общесистемных требований к освоению программы бакалавриата по данному направлению уже принято использование электронной информационной системы для доступа к основным компонентам программы:

1.         Доступ к учебным планам, рабочим программам, модулям дисциплин, программам практик, электронным учебным изданиям и ЭОР, указанным в модулях рабочих программ направления;

2.         Формирование электронного портфолио обучающегося в том числе, сохранение его работ и оценок за эти работы

Дополнительными компонентами (при условии организации дистанционного обучения по направлению), что наиболее актуально в рамках нашего исследования являются:

1.         Проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

2.         Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок за эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

3.         Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие, посредством сети «Интернет».

4.         Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

5.         Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации

В рамках авторского диссертационного исследования А.А. Кузнецовым была разработана новая модель организации ИОС, посредством проекта Langteach-online [5] и интегрированных в него ряда бесплатных онлайн-сервисов.

Он определил название данной модели как «кросс-платформенная модель обучения». Термин был впервые употреблен в ходе авторского доклада в рамках научно-методической международной конференции «Эффективные методы преподавания иностранных языков: теория и практика», 6 апреля 2017 года в Институте стран Азии и Африки [6]. Автор, вместе со своим научным руководителем, профессором МГУ С.В. Титовой определил, что:

Кросс-платформенная модель обучения – основана на единой системе управления обучением (LMS), объединяющей интегрированные в нее различные социальные сервисы Веб 2.0, обладающие определенными дидактическими свойствами и выполняющими определенные дидактические функции. [7].

Сама платформа Langteach-online представляет собой единую систему, которая состоит из ряда модулей, которые необходимы для успешного ведения смешанного обучения как в индивидуальном, так и в групповом формате.  Данная система предоставляет огромное количество дополнительных учебно-методических материалов (тексты, презентации лексики, аудиозаписи, интегрированные PDF-документы, планы уроков, ведомости групп, домашние задания и т.д.). Все материалы разбиты по тематическим группам: 1) Домашние задания; 2) Ведомости; 3) Отчёты на дату по группе; 4) Анализ письменных работ; 5) Основные и дополнительные учебно-методические материалы для преподавателей и студентов в рамках курса РКИ.   

На данный момент в платформу Langteach-online интегрирован ряд онлайн-сервисов:

  1. Onlinetestpad [8] – этот веб-сервис обладает всем необходимым функционалом для выполнения домашних заданий студентами, а также для проведения промежуточного и итогового контроля усвоения материала. Он позволяет отслеживать следующие параметры, необходимые для успешного ведения групп в учебном процессе: а) ход выполнения домашнего задания; б) длительность выполнения того или иного задания; в) информация об обучаемом; г) позволяет установить сроки выполнения; д) предоставляет возможность создания различных типов заданий; е) Возможность быстрой обратной связи в цепочке «преподаватель-студент» прямо внутри задания.
  2. Youtube–канал Langteach-online [9] – видеоканал, который содержит поурочные презентации лексики и материалы для написания статей и докладов на конференции.
  3. Канал на Яндекс.Дзен[10] –для популяризации русского языка через тексты и задания с гипертекстовой структурой.

Апробация данной системы в дистанционном формате состоялась в 2017 году с помощью преподавателей русского как иностранного (РКИ) из Италии, Грузии, Армении, США и ряда других стран. Им был предоставлен доступ к материалам нашей системы посредством сети Интернет, и они использовали разработанные нами материалы в ходе своей педагогической деятельности с иностранными студентами.

К середине 2017 года преподаватели высказали пожелание об увеличении количества материалов с учётом учебных программ по РКИ, принятых в их вузах.

В сентябре 2017 года было запущено пробное смешанное обучение с дистанционным контролем усвоения материала на базе проекта Langteach-online. Пилотирование смешанного обучения проводилось на иностранных студентах на подготовительном отделении международного факультета Тульского Государственного Педагогического Университета имени Л.Н.Толстого и отделении бакалавриата по направлению «Лингвистика» факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова.

Для проведения апробации был разработан ряд грамматических тестов по русскому языку для иностранных студентов на отработку грамматических тем:

  1. Падежи имён существительных;
  2. Падежи имен прилагательных;
  3. Глаголы движения;

Теория по данным темам была дана преподавателями-репетиторами (для тестируемых в дистанционном формате) и преподавателем Международного факультета Тульского Государственного Педагогического Университета имени Л.Н. Толстого и, по совместительству, аспиранткой 2 курса ФИЯР МГУ В. И. Сальниковой в соответствии с программой подготовки иностранных студентов в данном вузе. Контроль усвоения материала выполнялся на базе онлайн-сервиса Onlinetestpad.

 Данный сервис позволяет создавать задания с возможностью регистрации тестируемых по критериям:

1.         Фамилия, Имя;

2.         Возраст;

3.         Уровень владения русским языком;

4.         Национальность;

Данные критерии были отобраны после длительных консультаций с преподавателями ряда вузов России: МГУ, РУДН, ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Все данные вводились самими тестируемыми перед выполнением заданий на платформе Langteach-online и впоследствии эти данные сохранялись в личном кабинете автора проекта вместе с результатами по каждому отдельному обучаемому и заданию.

Испытуемыми при данном тестировании были иностранные граждане из Испании, Китая, Сербии, Черногории, Киргизии, США, Франции, Албании, Словакии и других стран. Темой данного тестирования была грамматическая тема «Глаголы движения», ориентированная на отработку спряжений глаголов русского языка.

Проверка проводилась в автоматическом режиме онлайн-сервисом Onlinetestpad по заранее введенным правильным ответам и результат выдавался прямо на странице теста в проекте Langteach-online. С помощью интеграции онлайн-сервиса Onlinetestpad в страницы проекта Langteach-online позволило решить ряд технических и методических учебных задач обучения, которые выделены во ФГОС:

1.         Формирование электронного портфолио обучающегося;

2.         Сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок за эти работы;

3.         Получение результата тестирования без подтверждения преподавателем;

4.         Не нужна регистрация в онлайн-сервисе Onlinetestpad;

5.         Моментальная видимость ошибок как тестируемым, так и преподавателем;

6.         Возможность распечатки результатов как отдельного студента, так и группы студентов (тестируемых) для прикрепления в журнал или личное дело обучаемого;

В ходе данного тестирования также был выявлен ряд ошибок, свойственных представителям определенных стран:

У сербов есть определенные проблемы со спряжением глагола «Идти» в прошедшем времени единственного и множественного числа (8 студентов). На наш взгляд, это связано со структурой образования прошедшего времени в сербском языке. Прошедшее время в сербском языке образуется с помощью вспомогательного глагола «быти» и действительного залога настоящего времени.

У граждан Таджикистана были выявлены ошибки с управлением глаголов и использованием предлогов (4 из 6). Данная проблема возникает из-за разницы в структуре предложений в русском и таджикском языках. В таджикском языке глагол-сказуемое занимает последнее место в предложении. Рассмотрим это на примере из статьи Х.Э. Исмаиловой, И.И. Гадалиной «Сопоставительный анализ категории падежа имен существительных в русском и таджикском языках и формирование грамматических навыков у студентов-таджиков»: Мы говорили о погоде в Москве (мы — мо, говорить — гап задан, о — дар бораи, погода — обу — хаво, в — дар, Москва — Москав) — Мо дар бораи обу-хаво дар Москав гап задем.   В данном предложении глагол «Задем» (Говорить) стоит на последнем месте.  [11]

У граждан Киргизии была выявлена ошибка в образовании 3 лица множественного числа от глагола «Идти» (4 из 5). Данная проблема возникла в связи что глагол «Идти» (киргиз. «Баруу») в киргизском языке является неспрягаемым и может быть любым членом предложения в отличие от глагола в русском языке. [11]

С сентября 2018 года происходит пилотирование проекта на базе внешней магистратуры для иностранных студентов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова (11 студентов из Китая). На базе проекта Langteach-online студенты выполняли письменные домашние задания, изучали дополнительные материалы по изучаемым темам. На начальном этапе внедрения системы были выявлены следующие недостатки: а) нехватка письменных работ в ходе курса: в письменных работах студентов присутствовало ряд грамматических ошибок, что свидетельствует о недостаточном усвоении грамматического материала иностранными студентами в пилотируемой группе; б) также был выявлен ряд грамматических и синтаксических ошибок устной речи: вероятной причиной данных ошибок является неустойчивость речевых конструкций в речи студентов. также был выявлен ряд грамматических и синтаксических ошибок устной речи:  вероятной причиной данных ошибок является неустойчивость речевых конструкций в речи студентов; в) в процессе обучения ощущалось существенное различие в уровне подготовки между студентами; г) обучаемые не умели самостоятельно писать небольшие эссе объемом 150-250 слов; д) выполнялись не все домашние задания.

На конец октября 2018 года, согласно опросу студентов группы и полученным домашним заданиям была выявлена положительная динамика по ряду аспектов обучения: а) сократилось количество ошибок в устной и письменной речи; б) происходит постепенное выравнивание уровня подготовки иностранных студентов по русскому языку; в) повысилась мотивация к обучению, скорость и качество выполнения домашних заданий.

В заключение хотелось бы отметить, что данный проект показал свою высокую эффективность в ряде организаций (МГУ имени М.В.Ломоносова, ТГПУ имени Л.Н.Толстого, АГМУ) и в условиях частной педагогической практики у преподавателей из Италии, Франции, США и Армении, которые применяли материалы проекта в ходе организации своих занятий. Также кросс-платформенная модель обучения является одним из способов организации ИОС. На основе очного и дистанционного тестирований был выявлен ряд системных ошибок, свойственных представителям иностранных государств, изучающих грамматику русского языка. Разработана теоретическая и практическая модель регистрации результатов иностранных студентов средствами онлайн-сервиса Onlinetestpad и создания индивидуального портфолио.

 

ИСТОЧНИКИ

  1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/ 2013/12/18.html  
  2. Нужа И. В., Смирнова Н. В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника у виртуальной обучающей среде // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции Т. 2.// С. 230-239 М.: Издательство МГУ, 2012
  3. ИТАР-ТАСС Служба информационных проектов. «Количество пользователей интернета в России достигло отметки в 59 млн Андрей Колесников», http://tasstelecom.ru/news/one/12748#ixzz28RiAumDH   
  4. ФГОС 44.03.01 «Педагогическое образование» Электронный ресурс: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/   
  5. Официальный сайт проекта Langteach-online: http://www.langteach-online.ru/
  6. Кузнецов А. А. Кросс-платформенная модель обучения // Сборник статей МНПК "Эффективные методики преподавания иностранных языков: теория и практика". — Издательский дом (Типография) МГУ Издательство МГУ, 2017. — С. 113–121.
  7. Кузнецов А. А. КРОСС-ПЛАТФОРМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: КОМПОНЕНТЫ И СТРУКТУРА // Инженерное образование и вызовы культуры в XXI веке: Материалы II-ой Международной научно-методической конференции Наука, образование, молодежь в современном мире (Москва, 19 мая 2017 г.). Ч. 1 / Под ред. Л.В. Волковой, О.М. Смирновой, М.Н. Филатовой. — Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Москва, 2017. — С. 54–58.
  8. Официальный сайт онлайн-сервиса Onlinetestpad: https://onlinetestpad.com/ru
  9. Официальный Youtube-канал проекта Langteach-online: https://www.youtube.com/channel/UCt1DoByvGlt7mapovfPjjIw
  10. Официальный Дзен.канал проекта Langteach-online: https://zen.yandex.ru/id/5a9fae4e610493249a27cb77

Опубликовано: eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018
[Текст] : материалы междунар. конф. : Proc. of the Intern. Conf.,
Москва, 5–6 декабря 2018 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики» ; отв. ред. Е. Ю. Кулик. — М. : Изд. дом Высшей
школы экономики, 2018. — 210, [2] с. — 150 экз. — ISBN 978-5-
7598-1921-9 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-1861-8 (e-book).

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru