Приветствую Вас, Гость

Курс "Теория и методика преподавания ИЯ"

1 2 3 4 5 6 7 8

Тема 1 Иностранный язык как предмет обучения в эпоху глобализации языкового образования и развития национально-ориентированных концепций обучения нормам иноязычного общения

Специфические характеристики иностранного языка как учебного предмета. (полифункциональность межпредметность, многоуровневость)

Варианты изучения ИЯ и профили обучения ИЯ

Общее и специфическое в выборе целей и содержания обучения ИЯ

Национальные образовательные приоритеты в изучении ИЯ в США, Австралии и т п

Мировые тенденции в развитии языкового образования на рубеже 20-21 века: современные характеристики коммуникативного образования средствами иностранного языка

Культурно-исторический системно-деятельностный подход и его влияние на содержание

Компетентностный подход

Тема 2 Теоретические проблемы и прикладные аспекты стандартизации многоуровневого языкового образования

Содержание понятий: Стандартизация образования, стандартизация языкового образования, уровень владения иностранным языком, уровень владения иноязычной компетенцией

Функции и концептуальное значение CEFR

Описание общеевропейских компетенций и уровней коммуникативного владения ИЯ на уровнях А2-С2 (разновидности компетенций)

Освещение проблем многоуровневого описания иноязычной коммуникативной компетенции как одной из целей языкового образования

Общеевропейские спецификации допорогового уровня, порогового и продвинутого порового уровня иноязычной компетенции

ФГОС и стандарты: структура, значения, форма контроля

Трактовка структуры и содержания иноязычной компетенции
Инструменты стандартизации языкового образования в США и европейских странах

 

Тема 3 Вариативность и генезис принципов обучения иностранным языкам в разных дидактических контекстах и при разных вариантах изучения ИЯ.

Понятие «принцип обучения» как базисная категория теории и методики обучения ИЯ

Иерархичность системы принципов обучения ИЯ

Дидактические принципы

Общеметодические принципы

Частные методические принципы

Лингводидактические принципы

Тема 4 Концептуальные основы обучения нормам речевого общения на иностранном языке (Речевое общение в системе обучения иностранным языкам)

Речевое общение как деятельность (мотивы, цели, средства, виды, формы)

Содержание общения (средства общения и деятельность общения)

Виды и признаки речевого общения

Функциональные факторы общения

Предметное содержание речевого общения

Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения в процессе коммуникации

Речевые умения и их многоуровневое описание

Речевая компетенция как компонент в структуре коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетенция как цель обучения ИЯ

Компонентный состав коммуникативной компетенции

Тема 5 Теория и практика обучения аудированию и аудиовизуализации текстов на разных уровнях языкового образования

Становление и развитие теории и методики обучения аудированию в трудах ученых

Психологическая характеристика аудирования как вида речевой деятельности и средства общения

Этапы слухового восприятия и механизмы аудирования

Лингвопсихологическая характеристика речи

Аудирование и аудиовизуализация как разновидность рецептивной деятельности

Технология обучения технике аудирования на ИЯ

Аудитивные навыки и речевые умения в аудировании как вида РД

Типология иноязычных упражнений для формирования и отработки аудитивных навыков

Стратегии восприятия устного текста в жизнедеятельности человека

Стратегии выполнения разных видов аудирования

Принципы обучения аудированию

Вариативность типов заданий

Аудиотекст и видео текст как объект ВРД

Критерии отбора речевого материала

Требования к уровню владения аудированием

Общеевропейские шкалы определения уровней владения аудированием

Речевые и социокультурные трудности в восприятии иноязычного текста

Формы отслеживания динамики развития умений аудирования


Тема 6 Теория и методика обучения чтению на разных уровнях языкового образования

Становление теории и методике обучения чтению на уровне языкового образования

Психологическая характеристика чтения как вида речевой деятельности и одной из форм письменного общения

Этапы процесса чтения

Классификация разновидностей чтения с позиции читающего человека

Характеристика восприятия с позиции читающего и исходя из его особенностей

Техника чтения

Типология иноязычных упражнений (по типам чтения)

Вариативность иноязычных заданий на чтение и критерии отбора текстов

Развитие информационной культуры при работе с иноязычными текстами

Учебный частично-аутентичный текст

Понятие «сверхфазовое единство» и «текст»

Жанры и типы аутентичных текстов

Критерии отбора аутентичных текстов

Формы отслеживания динамики развития умений чтения на ИЯ на практических занятиях

 

Тема 7 Теория и практика иноязычного общения на разных уровнях языкового образования

Становление и развитие теории и методики обучения говорения в трудах ученых

Психологическая и социолингвистическая характеристика говорения как вида РД

Модели порождения речи

Психологическая структура говорения

Говорение как одна из задач обучения ИЯ

Взаимосвязанное обучение говорению, чтению, аудироованию и письму

Понятие терминов: «инициативное говорение», «ответная или реактивная речь» , «репродуктивная речь» «имитационное говорение» «ассоциативное говорение»

Психологические особенности диалогической речи

Лингвопсихологическая особенность диалогической речи в условиях официального и неофициального общения

Содержание понятий «диалогическое единство», «диалог», «беседа»

Психолингвистическая составляющая монологической речи

Технология развития коммуникативных умений

Социокультурные и паралингвистические аспекты обучения речевому этикету

Факторы, определяющие успешность обучения устному вербальному общению

Типы заданий на развитие общения и диалогической речи

Требования к уровню владения иноязычной диалогической и монологической компетенции

Общеевропейские шкалы определения уровня владения иноязычными умениями устного общения

Традиционные параметры оценки диалогической и монологической речи и общеевропейские подходы

Степень соотносимости шкалы самооценки уровня сформированности умений устной речи

 

Тема 8 Теория и практика обучения иноязычному письму и письменной речи на разных уровнях языкового образования

Понятие «письмо», «письменная речь», «письменная коммуникация»

Письмо как вид речевой деятельности

Лингвопсихологическая характеристика письма как вида РД

Основные различия между устной и письменной речи

Этапы письменной коммуникации

Письмо как средство и как объект обучения

Технология обучения технике иноязычного письма

Тема 9 Теория и практика коммуникативно-ориентированного обучения языковыми средствам оформления иноязычной речи в разных дидактических контекстах российского языкового образования.

Лингвистическая компетенция как компонент иноязычной коммуникативной компетенции как объект формирования и развития в системе обучения ИЯ.

Фонологические, лексические и грамматические средства оформления высказывания.

Лексический аспект обучения ИЯ.

Сущность лексических навыков.

Понятие семантического поля и факторов, определяющих динамику его формирования.

Этапы формирования и отработки лексических навыков.

Система упражнений и заданий для поэтапной отработки иноязычных лексических навыков.

Типичные разновидности лексической интерференции и способы их преодоления.

Формы и способы контроля лексиче¬ских навыков в системе отечественных и международных экзаменов.

Грамматический аспект обучения ИЯ.

Сущность грамматических навыков, подходы и методы к их формированию.

Содержание понятий «теоретическая грамматика», понятия «теоретическая грамматика», «функциональная грамматика», «коммуникативно-ориентированная практическая грамматика» .теоретическая грамматика».

Диапазон использования корпусной лингвистики в дидактических целях при формировании грамматических навыков.

Содержание понятий «внутриязыковая и межъязыковая интерференции», подсистема грамматических упражнений для преодоления интерференции.

Обучение грамматическому аспекту речи с позиции разных методов и подходов.

Формы и способы контроля уровня сформированности грамматических навыков в системе отечественных и международных экзаменов.
Фонетический аспект обучения ИЯ.

Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки как коммуникативные средства оформления высказывания.

Принцип аппроксимации.

Подходы и методы к формированию и отработке фонетических интонационно-ритмических навыков оформления речи на ИЯ в контексте разных методических подходов и на разных уровнях языкового образования в школе и вузе.

Типология фонетических трудностей и методические способы их преодоления.

Применение теории по-этапного формирования умственных действий в обучении средствам оформления высказывания.


Формы и способы контроля уровня сформированности фонетических и интонационно-ритмических навыков в системе обучения ИЯ


Общее и специфическое в принципах формирования и совершенствования фонетических, интонационно-ритмических, лексических и грамматических иноязычных навыков.


Актуальные проблемы коммуникативно-ориентированного тестирования всех составляющих лингвистической компетенции

Тема 10. Культуроведчески-ориентированные методические подходы в теории и практике обучения межкультурному общению.
Образование как социокультурный феномен.

Образование и личность.

Образование и общество.

Образование, наука и культура
Развитие теории и методики обучения межкультурному общению на ИЯ в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Международная интеграция в общеевропейском комплексном проекте "Language Learning for European citizenship" по обновлению языкового образования.

Культуроведчески-ориентированные подходы к обучению ИЯ как новый этап развития языковой педагогики.

Технология проведения сопоставительного анализа культуроведческих подходов к обучению ИЯ на предмет выбора и использования в практике обучения ИЯ в школе и вузе.
Соотносимость понятий «диалог культур», «межкультурный диалог».

Культуроведение и лингвокультуроведение в системе бикультурного/поликультурного развития обучающихся средствами ИЯ.

Принципы культуроведческого обогащения коммуникативно-речевой практики

Яндекс.Метрика