Курс "Теория и методика преподавания ИЯ"

1 2 3 4 5 6 7 8

Тема 11. Теоретические и прикладные аспекты обучения переводческой деятельности в системе вузовской языковой подготовки.

Перевод как двуязычная коммуникативная деятельность и форма межкультурной коммуникации.

Структура и содержание понятия «переводческая компетенция» в переводоведении, методике обучения переводу и с позиции коммуникативного и социокультурного подходов к билингвальному развитию индивида.

Монолингвальная и билингвальная компетенция.

Соотношение понятий «перевод» inmediating activities and strategies" (CEFR).

Общая и частные методики обучения переводческой деятельности и ее междисциплинарные основы.

Принципы обучения переводу профессиональных переводчиков и принципы обучения переводу как аспекту профессиональной деятельности специалиста.

Технология обучения различным видам и разновидностям перевода.

Критерии оценивания продуктов перевода при обучении переводу как аспекту профессиональной деятельности переводчика.

Степень лимитированности использования автоматизированных средств перевода в учебной деятельности.

Формы и формат контроля уровня сформированности переводческих умений.

Актуальные проблемы обучения переводу как коммуникативной деятельности обучающихся бакалавриата и магистратуры при подготовке к межкультурной академической и научно-исследовательской деятельности.

Тема 12. Концептуальные основы и современные технологии учебно-методического и учебного обеспечения обучения нормам иноязычного общения.

Учебная/рабочая программа как средство стандартизации языкового образования и инструмент управления процессом обучения ИЯ.

Этапы методической эволюции структуры и содержания учебных программ в отечественной и зарубежной методике проектирования и реализации учебных/рабочих программ по ИЯ.

Типология коммуникативно-ориентированных учебных программ по ИЯ и их основные дидактические функции.

Федеральные и локальные. Нормативно-методические требования к структуре и содержанию рабочих программ по ИЯ.

Технология проектирования рабочих программ по ИЯ в ООП для различных уровней вузовского образования на базе ФГОС.

Учет универсальных общепрофессиональных и профессиональных компетенций при разработке рабочих программ по ИЯ для бакалавриата и магистратуры.

Критерии оценки качества рабочих программ по ИЯ.

Содержание понятия «средство обучения».

Методические подходы к классификации средств обучения.

Методические особенности построения коммуникативно-ориентированных УМК и учебных пособий по ИЯ для разных образовательных систем, вариантов и профилей изучения ИЯ.

Теоретические основы экспертного анализа учебной литературы на ИЯ и технология его проведения.

Виды экспертного анализа (компетентностный, критериальный, социокультурный).

Опыт проведения разных видов экспертного анализа качества учебной литературы на ИЯ.

Актуальные проблемы определения качества учебной литературы на ИЯ для разных уровней образования в высшей школе.

Актуальные проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм обучения ИЯ и воспитания средствами ИЯ в современных условиях информационного общества и глобальных

Тема 13. Теория и практика контроля процесса обучения иностранным языкам.

Понятия «контроль», «тестирование», «альтернативное тестирование», «языковое тестирование», «коммуникативно-ориентированное тестирование»

Функции, объекты, формы, виды, приемы контроля.

Основные характеристики тестирования как формы контроля.

Принципы коммуникативно-ориентированного тестирования в методике обучения ИЯ.

Методические подходы к классификации тестов и требования к структуре и содержанию тестов по ИЯ.

Технология конструирования тестов по иностранному языку, типичные методические ошибки в конструировании и применении тестовых форм контроля.

Проблемы создания контрольно-измерительных материалов для разных уровней владения иноязычной коммуникативной компетенцией.

Проблемы создания национальных и международных вариантов многоуровневой /разноуровневой системы экзаменов по ИЯ в России и зарубежных странах.

Спецификация экзаменационной работы по иностранному языку как методический жанр.

Спецификация, формат и содержание частей, структура, результаты ЕГЭ по ИЯ в России и международных экзаменов по ИЯ.

Соотношение понятий «контроль» и «самоконтроль».

Языковой портфель как инструмент развития у обучающихся умений самоконтроля, стратегии самообразования и самоорганизации.

Рейтинговая система оценки качества иноязычных знаний и коммуникативных умений бакалавров и магистров.

Фонд оценочных средств для идентификации уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции с позиции компетентностного подхода

Тема 14. Теория и практика организации эффективного педагогического общения на занятиях по иностранному языку.

Понятие образовательной системы.

Типология и многообразие образовательных учреждений,

Инновационные процессы в языковом образовании.

Традиционные и инновационные формы

организации учебной работы на занятиях по ИЯ.

Преподаватель и обучающиеся как субъекты образовательного процесса

Сущность профессионально-педагогической деятельности и педагогического общения.

Содержание понятия «педагогическое общение»

Особенности педагогического общения на уроках/занятиях по иностранному языку и реализации коммуникативной, информационной, интерактивной, оценочно-коррективной, социально-перцептивной, аффективной, социализирующей функций преподавателя в условиях иноязычного учебного взаимодействия.

Эффективные стили иноязычного педагогического общения на ИЯ.

Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования.

Занятия по практическому курсу ИЯ как основные организационные единицы.

Основные методические характеристики разных типов занятия по ИЯ в российских образовательных системах, методические особенности структуры.

Основные типы анализа занятий по ИЯ (психологический, методический, социокультурный), технология их осуществления и их целевое назначение в повышении качества учебного процесса.

Основные составляющие педагогической культуры преподавателя высшей школы, показатели педагогического мастерства, диапазон педагогического творчества в вузе.

Компоненты педагогического мастерства

Функции педагога в современном обществе.

Самодиагностика и самоактуализация преподавателя ИЯ как основа успешной профессиональной реализации.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» функциональные обязанности разных категорий преподавателя и их квалификационных характеристик.

Актуальные проблемы моделирования структур и содержания учебных курсов по ИЯ и профильно-ориентированных курсов на ИЯ на разных уровнях языкового образования.

Тема 15. Теоретические подходы к исследованию проблемы использования компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в вузе.

Основные этапы применения новейших технологий в обучении иностранным языкам во второй половине XX - начале XXI века.

Общетеоретические основы компьютеризации обучения иностранным языкам за рубежом и в России

Способы интеграции ИКТ на различных этапах их развития в процессе обучения иностранным языкам в Российской Федерации и за рубежом.

Проблема воздействия компьютера на мыслительную деятельность человека в психологических исследованиях (теория замещения, теория дополнения и теория преобразования.

Особенности воздействия компьютера на психологическую структуру форм учебного взаимодействия «студент-компьютер», «преподаватель-компьютер», «студент- компьютер-преподаватель» и «студент

Тема 16. Предпосылки и условия успешной интеграции ИКТ в процессе обучения ИЯ.

Структура информационно-коммуникационной компетенции обучающего и преподавателя, согласно новым федеральным образовательным стандартам высшего образования третьего поколения (бакалавриат, магистратура), и федеральным образовательным стандартам аспирантуры.

Стандарты и структура ИК компетенции, разработанные зарубежными специалистами.

Принципы создания курсов повышения квалификации преподавателей иностранных языков в области использования ИКТ в языковой педагогике.

Мотивационные отличия традиционной системы обучения от обучения с применением ИКТ.

Способы создания устойчивой мотивации обучающихся при интеграции ИКТ в учебный процесс.

Параметры психологической готовности студента к использованию ИКТ.

Степень зависимости уровня мотивации к обучению от репрезентативных систем в сочетании с психологическим типом личности.

Тема 17. Дидактические принципы применения ИКТ в учебном процессе.

Специфические дидактические принципы обучения с использованием ИКТ: принцип определенной иерархии управляющих устройств, принцип обратной связи, принцип шагового технологического процесса, принцип комплексного использования средств мультимедиа, принцип интерактивности, принцип информационной емкости содержания учебного занятия.

Дидактические свойства и функции компьютерных и мобильных средств обучения.

Дидактический потенциал компьютерных средств обучения.

Содержание понятия «информационно-обучающаяся среда образовательного учреждения» и основные свойства данной образовательной среды.

Основные принципы, лежащие в основе развития и саморазвития информационных сред.

Основные этапы создания и интеграции ресурсов информационно-обучающей среды (ИОС) применительно к процессу обучения иностранным языкам.

Источники для формирования информационно-содержательной части ИОС.

Тема 18. Методические основы содержания обучения ИЯ с применением ИКТ.

Требования к созданию и применению обучающих веб-ресурсов (ОВР) в преподавании иностранных языков.

Типология образовательных веб-ресурсов (ОВР)по методическому назначению, типу обучения, формам представления информации; режиму использования или технологии распространения и проблема оценки их качества. Особенности проектирования информационно-обучающей среды языкового вуза.

Разработка учебно-методических материалов для информационно-обучающей среды языкового вуза: электронный учебник, мобильное приложение для УМК, поддерживающий обучающий сайт для УМК.

Психолого-педагогические и электронно-дидактические требования к разработке и оцениванию ОВР и технология проектирования ОВР.

Эргономические требования к созданию ОВР.

Условия успешной интеграции информационных ресурсов в учебный процесс. Критерии отбора информационных ресурсов для решения методических задач в обучении ИЯ.

Тема 19. Проектирование обучающих веб-ресурсов с использованием социальных сервисов Веб2.0

Социальные и технологические характеристики Веб 2.0.

Дидактические свойства и функции сервисов Веб 2.0.

Способы интеграции социальных сервисов Веб 2.0 в обучение ИЯ.

Блог: определение, типология.

Дидактические свойства и дидактические функции блогов.

Форматы заданий, разрабатываемые на основе блог-технологий для развития письма.

Способы интеграции приложений Google.com в учебный процесс. Технологии вики для развития автономии обучающихся.

Форматы заданий на базе вики: вики-сочинение, вики-словарь, вики-портфолио для развития умений письменной речи.

Электронный портфолио на базе wikia.com, wikispaces.com.

Оптимизация обучению говорению и аудированию с помощью подкастов и видеокастов - Voxopop, Voicethread, Moviemaker.

Задания на базе YouTube.com и Ted.com для развития устных речевых умений.

Яндекс.Метрика

Хостинг от uCoz