Курс "Теория и методика преподавания ИЯ"
Дополнительные вопросы 2
Методическая система М. Уэста.
Методические основы экспертной оценки учебных пособий и учебно-методических комплектов по иностранным языкам и технологии ее проведения.
Методологические и психолого-педагогические основы обучения.
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы обучения иностранным языкам.
Методы организации учебной деятельности.
Модели организации обучения.
Модели порождения высказываний.
Моделирование содержания образования дидактическими средствами.
Монологическая. диалогическая, полилогическая формы общения, их разновидности и характерные особенности, пути обучения
Морфема как минимальная значимая единица языка.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Навыки и умения.
Национальная и интернациональная культура в содержании образования
Непрерывность и преемственность в языковом образовании
Новейшие методы обучения иностранным языкам.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
Образование и общество.
Образование как социокультурный феномен образование и личность.
Образование, наука и культура.
Образовательные технологии и методы обучения.
Обучение как дидактическая система и как одна из подсистем целостного педагогического процесса.
Обучение переводу как виду речевой деятельности
Обучение продуктивным видам речевой деятельности: говорению и письму.
Обучение рецептивным видам речевой деятельности: чтению и аудированию.
Обучение чтению в контексте коммуникативного и социокультурного подходов.
Объект и предмет методики.
Основные дидактические теории: теория развития личности в различных образовательных системах, теория развивающего обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория единства слова и наглядности в обучении, теории проблемного, программированного, компьютерного обучения.
Основные методы исследования.
Основные направления науки о языке
Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения.
Переводные методы (Жакото, Гамильтон, Туссен).
Переводческие навыки и умения
Письмо как цель и как средство обучения
Письмо.
Подходы и методы к формированию фонетических навыков в школе и вузе.
Полисемия и омонимия.
Понятие «социализация» (первичная и вторичная)
Понятие актуального членения предложения.
Понятие внутриязыковой и межъязыковой интерференции.
Понятие грамматической категории.
Понятие мотива.
Понятие образовательной системы.
Понятие сверхфразового единства.
Понятие семантического поля и факторы, определяющие динамику его формирования.
Понятие синонимии и гиперонимии.
Понятие фразеологического единства.
Предложение как коммуникативная единица.
Предметы языкового цикла в системе школьного и вузовского образования
Принцип аппроксимации.
Принцип комплексного подхода к мотивации.
Принципы и этапы разработки учебных и авторских программ.
Принципы научности, доступности, прочности, преемственности, наглядности, дифференциированного подхода в обучении, управления учебным процессом
Принципы обучения.
Принципы отбора языкового и речевого материала.
Проблема грамматических оппозиций.
Проблема контроля уровня сформированности языковых навыков и речевых умений на иностранном языке.
Проблема мотивации в обучении иностранным языкам.
Проблема нулевой морфемы.
Проблема создания стандартизированных средств контроля в языковом образовании
Проблемы классификации морфем: грамматические, лексические, словообразовательные.
Прямое и переносное значение слова.
Прямые методы.
Психолингвистика
Психологические механизмы обучения
Психологические основы обучения иностранным языкам.
Психологические характеристики устной и письменной, внешней и внутренней, рецептивной и продуктивной речи.
Психология возраста.
Психология личности и индивидуализация процесса обучения.
Психология процесса усвоения.
Психология школьной отметки и оценки.
Психолого-педагогический анализ урока, личности учащегося и классного коллектива.
Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения при обучении иностранным языкам.
Различные подходы к определению содержания обучения иностранным языкам.
Различные подходы к определению целей обучения иностранному языку в школе и вузе, принятые в отечественной и зарубежной методике.
Различные точки зрения на модель порождения высказываний.
Разновидности речевых ситуаций и способы их создания на уроке.
Речевые и социокультурные трудности обучения письменному иноязычному общению.
Речь в процессе обучения
Роль слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков в формировании коммуникативной компетенции.
Романские и германские языки.
Самостоятельность и творческая активность учащихся.
Свободное и связанное словосочетание.
Система упражнений
Система упражнений и аутентичных заданий на формирование различных технологий чтения.
Система упражнений.
Система уровней владения языком как основа системы языкового образования.
Слово как единица языка и речи.
Словосочетание.
Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
Смешанные методы (А.В. Щерба, И.В. Рахманов).
Современные квалификационные требования к преподавателю иностранного языка.
Современные подходы к выделению уровней владения иностранным языком
Современные тенденции в развитии российского языкового образования.
Современные требования к научно-методическому обеспечению учебного процесса в школе и вузе.
Содержание образования как фундамент культуры личности.
Содержание обучения иностранным языкам
Содержание понятия «диалог культур».
Содержание понятия «языковое образование».
Содержание предмета «иностранный язык»
Соотношение памяти и мышления в процессе учения
Социально-коммуникативный метод (П.Б. Гурвич, А.А.Миролюбов).
Социокультурный аспект языка.
Социолингвистические основы обучения иностранным языкам.
Социологические основы обучения иностранным языкам
Способы обучения и учения.
Сравнительное историческое языкознание.
Средства обучения иностранным языкам, их классификация.
Средства обучения, их классификация.
Средства связи в сложном предложении.
Стилистическая стратификация лексики.
Структура простого предложения.
Структура, цели и результаты процесса обучения.
Структурно-функциональный метод А.П. Старкова, В.А. Слободчикова, А.П. Шапко.
Сущность грамматических навыков, подходы и методы к их формированию.
Сущность лексических навыков.
Сущность профессионально-педагогической деятельности и педагогического общения.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения.
Теория и система методов обучения, их классификация.
Теория познания как методологическая основа процесса обучения.
Технологии обучения различным видам перевода.
Технологии обучения технике письма на иностранном языке.
Технология обучения аудированию на иностранном языке в школе и вузе.
Типичные ошибки, трудности и способы их преодоления.
Типологическое изучение языков.
Типология и многообразие образовательных учреждений.
Типология фонетических трудностей.
Требования к построению программ. Особенности построения коммуникативно-ориентированных учебно-методических комплектов и учебных пособий по иностранным языкам для средней и высшей школы, вариативность их содержания и структуры.
Требования к учебно-методическим комплектам нового поколения.
Трудности обучения чтению в различных современных международных европейских языках.
Устный метод Г. Пальмера.
Учебная программа как инструмент управления языковым образованием.
Учитель как субъект образовательного процесса.
Фонема как минимальная единица языка.
Фонематический уровень языка.
Фонетический аспект обучения иностранным языкам.
Формы контроля и оценивания уровней сформированности умений письменной речи на различных этапах обучения в школе и вузе.
Функции учителя в современной школе и обществе.
Функциональная грамматика.
Функциональные типы аудиотекстов и критерии их отбора с учетом уровня владения иностранным языком.
Функциональные типы учебных монологических, диалогических, полилогических текстов
Функциональные типы учебных письменных текстов и критерии их отбора на различных этапах обучения в школе и вузе.
Характеристика говорения как вида речевой деятельности.
Характеристика письменной речи.
Характеристика современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов.
Цели обучения иностранным языкам.
Части речи.
Частные принципы: коммуникативности, учета родного языка, дифференциации и интеграции
Чтение. Виды чтения и их характеристика.
Эмоционально-волевая сфера личности учащихся.
Этапы работы над лексикой.
Этапы формирования письменной речи в школе и вузе
Этикет английского, испанского, немецкого и французского письма.
Язык как знаковая система.
Язык как средство общения.
Языки мира, генеалогическая классификация языков.
Языковой материал и единицы методической организации языкового материала.
Языковой стандарт и языковая норма.