Методы повышения уровня общей лексической компетенции студентов-иностранцев, изучающих русский язык[1].
Введение

В данной работе мы хотели бы рассмотреть сначала общие принципы обучения лексике студентов иностранцев в российских ВУЗах, объяснить основные и наиболее важные проблемы в сфере лексики, которые вызывают наибольшие сложности у студентов, изучающих русский язык, как иностранный.

Второй раздел нашей работы посвящен рассмотрению вопросов к планам уроков и их типов, а также рассмотрению уровней лексической компетенции учащихся и заданий на проверку и закрепление полученных знаний.

Третий раздел нашей работы будет посвящен внедрению ИКТ и метода медиа презентаций с целью улучшения ассоциативного мышления в концепции «Слово→предмет →образ→действие».    

Раздел 1 Общие принципы и положения методики обучения лексике.

В данном разделе этой работы мы постараемся рассмотреть основные термины и понятия современной лексикографии сквозь призму общей направленности моей работы, а именно с точки зрения специализации «Русский как иностранный» и каково отражение терминов общей теории лексикографии в сравнительно-молодой научной сфере. Мы рассмотрим следующие термины и понятия такие, как семантическое поле и категоризации лексики, типы лексики в РКИ, лексические уровни русского языка, что такое базовый уровень лексической компетенции в РКИ, что такое продвинутый уровень лексической компетенции и в конце первого раздела я дам список возможных заданий на определение уровня лексической компетенции учащегося.

Лексика как раздел языкознания.

Лексика неразрывно связана с не менее важной лингвистической дисциплиной «Лексикологией». Давайте определим, чем же занимаются и за что же отвечают данные разделы науки начнем с определений терминов: Лексикология и Лексика.

Лексикология многоаспектна, то есть она изучает слово с самых различных сторон:

1.   Значение слова;

2.   Отношения между словами;

3.   Происхождение слова;

4.   Сфера употребления слова

5.   Экспрессивность и стилистическая окраска слова. Изучение лексики во всех этих аспектах обнаруживает, что огромное количество слов русского языка — это не хаотическое скопление, а совершенно определенная система, так как все слова так или иначе соотносятся и связываются Друг с Другом. Следовательно, в целом лексикология изучает словарную, то есть лексическую систему языка.

Лексика (от греч. Lexicos - словарный) — это совокупность всех слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией (от греч. Lexicos - словарный и Logos— учение). У терминов «лексика» и «лексикология» корень общий, но выражают они совершенно разные понятия, которые нельзя путать.  Лексика — это слова;

А что такое слово мы сразу можем задать себе такой вопрос.

             Слово –это единица, обладающая меняющейся формой, значениями (полисемичность слов существует во многих языках) и случаями употребления поэтому лексика неразрывно связана с лексикологией. Изучая слова сразу необходимо выделить их семантические поля и провести категоризацию их по группам по отношению к определенному предмету чтобы их возможно было выучить не по одному, а группами. Давайте разберем первое понятие «Семантическое поле» а за тем проведем категоризацию лексики по типам.

Понятия «Семантическое поле» и «Категоризации лексики»

Семантическое поле - обширное объединение слов, связанных по смыслу, обусловливающих и предопределяющих значения друг друга.

Начинаем с презентации новой лексики в начале каждого урока с помощью ассоциативного мышления, то есть визуальный образ плюс слово.  Презентация новой лексики подразумевает два процесса: предъявление и интерпретацию лексической единицы. Предъявление лексической единицы происходит не изолированно, а в контексте, потому что именно при включении слова в предложение оно приобретает свой статус и значение. Предъявление лексической единицы сопровождается ее интерпретацией, ядром которой является сообщение сведений о ее значении – семантизация. На начальном этапе обучения РКИ вследствие отсутствия у учащихся широкого лексического запаса необходимо использовать простые способы семантизации, чтобы слова были поняты учащимися однозначно. К таким способам относятся перевод, применение наглядности, подбор антонимов, перечисление. На среднем этапе обучения РКИ используются такие средства семантизации, как толкование значения слова, применение синонимов, а также сильного семантизирующего контекста. На продвинутом этапе обучения РКИ к данным средствам семантизации добавляются использование словообразовательной цепочки, указание на внутреннюю форму слова. Сложностью при семантизации лексики на среднем и продвинутом этапах обучения является предъявляемое учащимся требование достаточно высокого уровня владения языком. Преподавателю необходимо достаточно большое количество времени при использовании таких способов семантизации, как толкование значения слова, указание на внутреннюю форму слова. При семантизации слов с помощью синонимов возникает следующая трудность: в языке редко встречаются полные синонимы; как правило, каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит, свою коннотацию и употребление, что необходимо оговаривать на занятиях. Здесь необходимо отметить, что объяснение слов с помощью синонимов на продвинутом этапе обучения усложняется введением такого понятия, как контекстуальные синонимы (слова, которые лишь в определенном контексте являются синонимами).  Кроме того, в некоторых случаях без использования средств наглядности у учащихся может формироваться неверное представление о значении лексической единицы. Поэтому зачастую преподаватель вынужден прибегать к применению одного из основных способов семантизации начального этапа обучения РКИ – наглядности.

Следует заметить, что изучение лексике и ее употреблению неразрывно связано с изучением правил произношения, которые также составляют огромную сложность для иностранцев. (но в данной работе мне не стоит задача объяснить, как учить иностранцев правилам произношения).

Положительные черты семантизации на продвинутом этапе обучения РКИ.
  1. Семантизация с помощью синонимов и словообразовательной цепочки.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Развитие творческого и ассоциативного мышления
  4. Облегчение объяснения многозначных слов

Берем тему «Водоемы».  Сразу проявляются критерии отбора лексических единиц:

  • Большие
  • Маленькие 
  • Стоячая вода или нет
  • Пресная или соленая

Всегда берите более общие понятия, чтобы было можно проиллюстрировать наглядно.

(Вода, океан, море, озеро река, водоем, ручей). На более старших курсах (3-4) в сильных группах можно вводить и общенаучную терминологию.

 

Пример 2

Например, мы хотим научить новой лексике по теме Канцелярские товары.

А здесь мы выбираем свои критерии.

  • Предметы для письма. (ручка, карандаш)
  • Предметы для черчения (линейка, циркуль)
  • Предметы для удаления записей (замазка, ластик).

 

Типы заданий.
  • Задания на согласование
  • распознавание;
  • выбор;
  • согласование;
  • сортировка;
  • расположение

 

Примеры заданий

 

Прочитайте предложения и укажите различные значения существительного «земля»

  1. Земля движется вокруг Солнца.
  2. После многих дней плавания матрос увидел землю
  3. Обработка земли обеспечивает высокие урожаи. 
  4. За тем лесом тянуться заброшенные земли.

 

Прочитайте словосочетания и укажите в каких из них прилагательные употреблены в прямом, а в каких в переносном значении.

  1. Железная дисциплина, железная руда, железная стружка, железное здоровье, железный характер.
  2. Свежая мысль, свежие краски, свежие новости, свежие силы, свежие фрукты, свежий номер газеты  
  3. Золотое кольцо, золотое сердце, золотые дни детства, золотые руки, золотые слова

 

 

 Раздел 2 Типы уроков по обучению лексике. (Планы уроков)

Допустим мы хотим урок провести по теме Канцелярские товары и ввести определенное количество лексики на этом уроке перед собой учитель РКИ ставит несколько взаимосвязанных задач.

  1. Определить цель и наименование урока (это урок обучающий или урок повторения).
  2. Определить тему урока чтобы она расширяла уже изученный материал и опиралась на знания, полученные учащимися ранее
  3. Провести семантизацию и разбиение по группам лексики в соответствии с темой по критериям
  4. Подобрать упражнения в соответствии с уровнем знаний класса на отработку новой лексики с учетом повторение уже изученного ранее материала.
  5. Подобрать упражнения для отработки этого материала самостоятельно

 

План урока по теме Канцелярские товары.

Цель: Изучить основную лексику по теме: Канцелярские товары

 

  Лексика:

Существительные: ручка, карандаш, линейка, циркуль, замазка, ластик, ножницы, точилка

Глаголы: резать, чертить, писать, рисовать, точить, замазать, стирать

Прилагательные (причастия): очерченный, списанный, срисованный 

Словосочетания: Резать ножницами, точить карандаш стирать ластиком

Ход урока:

  1. Визуально наглядно показать, что означает каждое слово означает по отдельности (и существительные и глаголы).
  2. Отработать произношение данных слов читая текст с этими словами. (два раза)
  3. Попросить их записать под диктовку
  4. Прочитать то что у них получилось
  5. Разобрать ошибки 
  6. Задать в качестве домашнего задания выучить новую лексику и сделать упражнения на их отработку

 

Раздел 3 ИКТ в РКИ

Мы предлагаем ввести медиа курс в обучение РКИ для улучшения восприятия новой лексики и облегчения ассоциативного мышления учащихся.  В этом заключается концепция. «Слово→предмет →образ→действие».

Платформа для создания онлайн тестов SurveyMonkey
Что такое SurveyMonkey?

SurveyMonkey — это самый популярный в мире инструмент для проведения онлайн-опросов. Теперь проводить бесплатные опросы, например, голосования, анкеты, отзывы клиентов и исследования рынка, стало легче, чем когда-либо. Плюс к этому, получите доступ к вопросам и шаблонам опросов, составленным профессиональными методистами.

Основные функциональные возможности сервиса SurveyMonkey

  1. Создание опросов на различные темы
  2. Редактирование по шаблону и без него
  3. Восстановление вопросов в случае потери данных
  4. Возможность встраивать SurveyMonkey на сайт или блог

Принцип создания учебных тестов в SurveyMonkey

Для начала работы в SurveyMonkey необходимо зарегистрироваться затем нажать кнопку создать опрос и настроить его название затем добавить в него вопросы и отредактировать сам шаблон, то есть цвет фона типы вопросов с различными формами ответов (сервисом поддерживается 16 вариантов). Также в свой опрос можно добавить иллюстрации

Библиография:
  1. Е. Н. Соловова Методика обучения иностранным языкам Базовый курс с 83-103
  2. Е. Н Соловова Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам Просвещение с 54-80
  3. Д. Э.   Розенталь Русский язык на отлично. Правила и упражнения.
  4. В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старшие классы: Издательство Просвещение
  5. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова Современный русский язык
  6. Лекции по дисциплине: «Русский как иностранный» Т. В. Вакциной.
  7. Лекции по дисциплине второго курса «Стилистика и культура речи» И. Г. Милославского
  8. Материалы семинарских занятий по дисциплине «Стилистика и культура речи» Меркуловой Е. М. 
  9. Материалы семинарских занятий по дисциплине «Стилистика и культура речи» Гордиевской М. Л.
  10. ЭТАПЫ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ А. В. Ковалёва Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
  11. Раздел 3 Платформа для создания онлайн тестов SurveyMonkey (Курсовая работа по специальности "Преподавание английского и французского языков" на тему: "Особенности преподавания курса общего английского языка в Вузе на основе виртуального класса Moodle, платформы для визуальных презентаций Slideshare" и платформы для создания Онлайн-тестов SurveyMonkey студента 3 курса Кузнецова А А под руководством д. ф. н. Тер-Минасовой С. Г.  и д. п. н. Титовой С. В.
  12. Ресурсы сети Интернет
 

[1]              Кузнецов А. А. ПОВЫШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. (ИКТ В РКИ) // Международная междисциплинарная научно-практическая конференция "Язык. Культура. Перевод. Коммуникация". — 2015. — С. 710–713.