<>

Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (родился 19 ноября, 8-го по старому стилю 1711 в деревне Мишанинской, ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области; умер в Санкт-Петербурге 15 апреля, 4-го по старому стилю 1765 ) - выдающийся русский ученый, совершивший открытия во многих областях науки; поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке; первый русский профессор. Появился на свет в семье черносошных крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых; окончил жизнь помещиком, академиком Петербургской академии наук в генеральском звании. Имя Ломоносова носят его родное село, город Ломоносов (Ораниенбаум) и подводный хребет на дне Северного Ледовитого океана. Основным занятием жителей Поморья была рыбная ловля и зверобойный промысел - и Михаил еще с детства на протяжении 10 лет помогал отцу в морском промысле - добыче трески и палтосины на Мурмане, а также ходил с ним к Соловецким островам на Белом море и даже в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену. Обладая пытливым умом, мальчик к 14 годам хорошо овладел грамотой и пристрастился к чтению - немало образованных людей было и на Курострове. Местный дьяк поведал Ломоносову, что "для обретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно было обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге". Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени уже дважды овдовел и третья его жена очень враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Получив паспорт 18 декабря (7 декабря по старому стилю) 1730 года, молодой помор в начале января 1731 прибыл в Москву. Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поступил в "Спасские школы" - так называлась в то время Славяно-греко-латинская академия. Благодаря природному уму, большому таланту и огромному трудолюбию, Ломоносов, несмотря на тяжелое материальное положение и настоятельное требование отца вернуться обратно, смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками. В ноябре 1735 среди лучших учеников он отправился в Петербургскую академию наук, а в 1736 в Марбургский университет (Германия) для дальнейшего обучения горным наукам и металлургии. 3 года в Марбурге Ломоносов учился у знаменитого в то время в Европе ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа, познакомился с математическим методом, в это же время изучал химию и физику и не оставлял и своих литературных занятий. В 1739 для продолжения обучения горным наукам Ломоносов прибыл во Фрайбург к И. Ф. Генкелю. Здесь же, узнав о победе русских войск над Турцией, написал большое литературное произведение - "Оду на победу над турками и на взятие Хотина 1739 года", которая, по словам Белинского, положила начало русской литературы. Однако пребывание во Фрайбурге осложнялось нерегулярной отправкой из Петербурга средств на содержание русских студентов. Мелочная опека и слежка за перепиской со стороны Генкеля привели Ломоносова к решению вернуться на родину. Сразу сделать это ему не удалось, и он почти год скитался по Германии и Голландии. Только в июне 1741 Ломоносов прибыл в Петербургскую академию наук.30-40-е года были самым неустойчивым и противоречивым временем в истории Академии, когда интересы науки приносились в жертву частным интересам людей, возглавлявшим ее. Многие видные ученые покинули Академию, а всеми делами заправлял правитель Канцелярии И. Д. Шумахер, борьба с которым, видимо, подорвала здоровье Ломоносова. Первоначально молодого ученого назначили в помощь профессору ботаники и естественной истории И. Амману для составления Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В 1742 Ломоносов получил место адъюнкта Физического класса, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству и предоставило определенные права: участие в заседаниях Академического собрания. Ломоносов избрал главным своим занятием химию и представил в Академию проект о постройке химической лаборатории, но только через 6 лет ему удалось его осуществить. За это время в результате интриг Шумахера он был арестован и отправлен под 8-месячный арест (1743-1744), где серьезно заболел. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, болезнь и моральные унижения, он продолжил свои научные занятия и подготовил несколько работ, в которых развивал свои естественнонаучные и философские взгляды. Он также собрал материалы для написания "Риторики" и приступил к составлению ее первого варианта. В середине 40-х, когда Ломоносов стал известен в правительственных кругах как авторитетный эксперт по проведению серьезных аналитических исследований, он смог наконец получить звание профессора химии, представив на суд академиков диссертацию "О металлическом блеске" (1745). С упрочением материального положения Ломоносов обзавелся наконец собственным домом и участком (на набережной Мойки), где построил мозаичную лабораторию, небольшую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований (1757). Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752). Несмотря на то, что слава Ломоносова как ученого и поэта росла, его материальное положение всегда оставалось тяжелым. Став адъюнктом, Ломоносов уже в 1742-1746 стал выступать с публичными лекциями по естественной истории, физике и химии, причем с 1746 - на русском языке. Он также предложил увеличить число учащихся гимназии при Академии за счет студентов семинарий, которые потом могли бы стать слушателями Университета. В 1754, опираясь на поддержку фаворита императрицы Елизаветы мецената графа И. И. Шувалова, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, предполагая возможность поступления в университет представителей податных сословий. Глубоко продумал он и систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского) без включения богословского, настаивая на невмешательстве церковных властей в преподавание и обсуждение научных трудов профессоров и студентов. 5 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 был открыт Московский университет. Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Он разработал структуру и систему управления университета: расширил программу университетского преподавания, ввел новые предметы, а необходимым условием успешной деятельности считал автономное правление во главе с проректором, избираемым из числа профессоров. Однако его усилия оказались тщетными, и только в 1819, через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге. В 1758 Ломоносову было поручено заведование Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Географический департамент занимался составлением "Атласа Российского", и Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для его составления. Другим значительным вкладом в науку можно считать сочинение Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761), где ставился вопрос о ряде законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1760 Ломоносов был единогласно избран почетным членом Шведской академии наук. Но несмотря на то, что его научные успехи получили признание не только в России, но и за границей, положение ученого в Академии оставалось чрезвычайно тяжелым. Его смелые начинания вызвали недовольство чиновников Академии и высокопоставленных вельмож. Большие страдания приносила и обострившаяся болезнь. Поэтому в июле 1762 года Ломоносов подал прошение об отставке. Отставку приняли, но тут же отменили, и до конца жизни, несмотря на происки врагов, ученый сохранял за собой руководство Географическим департаментом. В середине 1764 незадолго до смерти Ломоносов написал "Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени", в которой раскрыл причины неудовлетворительного состояния Петербургской академии. Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого, и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни. По словам А. С. Пушкина, Ломоносов, "соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Подчеркнутые слова:

  1.  Профессор - Высшее учёное звание преподавателя высшего учебного заведения либо научного сотрудника исследовательской организации
  2. Черносошные крестьяне-поморы - этнографическая группа русских на побережье Белого и Баренцева морей
  3. Помещик - Владелец поместьем в России в конце XV — начале XX веков. Первоначально (в XVI — XVIII веках) так называли владельца имения, которое предоставлялось служилому человеку (дворянину).
  4. Академик -  Член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации ученых — академии наук.
  5. Хребет -  Позвоночник животного, рыбы
  6. Рыбная ловля -  Занятие выуживания рыбы из водоёма. 
  7. Промысел - Занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.
  8. Дьяк -  Государственный служащий, начальник органа управления (приказа) или младший чин в боярской думе России XVI — начала XVIII столетий.
  9. Пасынок - Неродной сын для одного из супругов, родившийся от предшествующего брака второго супруга.
  10. Талант -  Выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.
  11. Трудолюбие - Черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
  12. Материальное положение - Материальным положением человека является его обеспеченность деньгами и имуществом.
  13. Требование - Действие, выражающееся в настойчивой, категорической, просьбе исполнить что-либо.
  14. Точные науки - Области науки, в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез.
  15. Гуманитарные науки - Дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
  16. Металлургия - Область науки и техники, охватывающая процессы получения металлов из руд или других материалов, а также процессы, связанные с изменением химического состава, структуры и свойств металлических сплавов.
  17. Средства - Прием, способ действия для достижения чего-либо.
  18. Опека - Вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина.
  19. Авторитет - Влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти. 
  20. Эксперт -  Специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.
  21. Адъюнкт - Аспирант высших военных учебных и некоторых научно-исследовательских учреждений.
  22. Фаворит - Лицо, пользующееся благосклонностью правителя, влиятельного лица, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние. 
  23. Граф - Королевское должностное лицо в Раннем Средневековье в Западной Европе.
  24. Меценат -  Лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
  25. Представитель - Тот, кто действует от чьего-либо имени, по чьему-либо поручению, выражает, представляет чьи-либо интересы.
  26. Податное сословие - В России XV — первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям.
  27. Факультет - Учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям.
  28. Научный труд  - Любая публикация в издании (печатное или сетевое без разницы), где имеентся в названии прилагательное "научный" (научно-теоретическая, научно-практическая, научная) независимо от прописки (Вселенская, международная, всероссийская, республиканская, окружная, с международным участием, городская) считается публикацией. Только лучше, если все же вместо тезисы было бы написано материалы., краткие сообщения.
  29. Проректор - Заместитель ректора.
  30. Усилие - Физическое усилие над чем-либо. А волевое - психологическое, внутреннее, моральное, основанное на принципах человека.
  31. Тщетный - Бесполезный, бесплодный, безрезультатный.
  32. Заведовать -  Управлять, распоряжаться. 
  33. Подданство - Политико-правовая односторонняя связь физического лица и монарха.
  34. Почетный член -  Член организации, общественной организации, академии, клуба, заслуживший своим трудом и/или вкладом в развитие данного сообщества уважение и авторитет в коллективе.
  35. Вельможа - Знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. 
  36. Прошение  - Письменное ходатайство о чем-нибудь, письменная просьба по официально установленной форме.
  37. Отставка - В РФ в широком смысле - всякое увольнение от государственной службы или уход с государственной должности занимающего ее лица;
  38. Департамент -  Отдел, подразделение министерства, высшего государственного учреждения (дореволюц. и загр.). 
  39. Ритор - Оратор
  40. Механик - Мастер, устанавливающий или приготовляющий какие-нибудь механизмы, занимающийся их поверкой, починкой и т. д., следующий в механике.
  41. Химик  - Ученый, специалист по химии; вообще специалист по химии. 
  42. Минералог - Занимающийся минералогией. 
  43. Художник - Человек, творчески работающий в какой нибудь области искусства. 
  44. Стихотворец - Автор, сочинитель стихов, поэт. 

Задания к тексту:

  1. Тест;
  2. Подготовка к письменному диктанту;
  3. Пересказ текста;
  4. Составьте предложения  с новыми словами
  5. Устно расскажите о своей семье 

P.S. Тесты, предложенные в разделе "Тесты" носят тренировочный характер


Назад к каталогу

Яндекс.Метрика