Миклухо-Маклай Николай Николаевич

Николай Николаевич Миклуха, более известный по фамилии Миклухо-Маклай – русский исследователь, работавший на стыке антропологии, этнографии и биологии. Николай увидел свет в небольшом селе Новгородской губернии. Отец его был инженером, мать, Екатерина Семёновна, приходилась дочерью отличившегося в войне 1812 года полковника Беккера. В селе Рождественском отец Николая, Николай Ильич, начинал свою инженерную деятельность. В 1855 году он с семейством был переведен в Санкт-Петербург. Семья жила небогато, но всегда находились деньги на образование детей. Так, Николай еще в детстве овладел немецким и французским языками, начал неплохо рисовать. Спустя три года Николай и его брат Сергей продолжили обучение в казённой гимназии. Отец их к тому времени умер от туберкулеза и обучение в частной школе стало недоступным. Учился Николай плохо, с трудом перешел в 5 класс. Никаких особых талантов во время обучения не обнаружилось. Вскоре гимназисты и вовсе оказались за решеткой – за участие в манифестации студентов, связанной с отменой крепостного права. Заключение длилось недолго, но осталось в памяти молодых людей. Учеба по-прежнему плохо давалась Николаю. Пропуски занятий, плохие оценки, перенесенная тяжелая болезнь с пропусками занятий – результатом стало повторное обучение в 6 классе. В 1863 Николай оставляет гимназию и начинает посещать занятия в университете. Здесь 17-летний юноша обнаруживает, что ему хорошо даются естественные науки и с удовольствием занимается. И снова участие в студенческой сходке становится причиной исключения из вуза. Продолжает обучение Николай в Германии, так как там от иностранцев не требовалось предъявлять аттестат. В Гейдельберге студент тоже не остался в стороне от политики, но продолжал изучать как точные науки, так и естественные. Затем последовала Йена, где Николай особенно впечатлился идеями дарвинизма. В Йене Николай изучал медицину и был ассистентом Геккеля, что дало огромный практический опыт. Этот опыт очень пригодился при поездке с экспедицией на Канарские острова. Холера, бушевавшая в то время в Европе, чуть было не сорвала поездку и планы ученых. К счастью, учебное судно смогло доставить их на Тенерифе.  Наконец началась исследовательская деятельность – и тут же Миклуха открывает несколько абсолютно новых видов микроскопических водных обитателей. Местные жители не понимали интереса ученых и считали их причастными к магии. Экспедиция свернула работу и ученые вернулись в Йену в 1867 году. Конечно, путешествие обогатило Николая опытом и по приезду он начинает писать статьи, совершает образовательную поездку по странам Северной Европы. Через год следует окончание университета и продолжение научной деятельности. Безденежье не позволило Николаю отправиться в экспедиции, но вскоре удача улыбнулась ему, и он попал в дом немецкого биолога Дорна, который помог молодому ученому с лабораторией для изучения морских обитателей.  Накопив денег, в 1869 г. Николай отправился изучать фауну Красного моря, до того времени практически не описанную. Работа была сложна – жара, приступы малярии, воспаление глаз от пыльных бурь. Это не помешало ученому собрать коллекцию губок и доставить её в Россию. В России ученому удалось убедить научное сообщество в необходимости исследования земель в экваториальных широтах. Русский флот не планировал своего пребывания в Южных морях. Ученому удалось найти и заинтересовать меценатов. Корабль «Витязь» специально изменил свой маршрут, чтобы ученый смог начать свою деятельность. Началось путешествие в Новую Гвинею, где он провел 2 года. За это время он сжился с аборигенами, изучив их быт и ритуалы. Затем последовали Гонконг, Индонезия и снова Новая Гвинея.  Вскоре последовало путешествие в Сидней и Меланезию, где известность и идеи ученого обрели международный масштаб. Из Сиднея с подвернувшейся оказией Николай возвратился на родину, в Петербург. Там он провел множество конференции и лекций. Здоровье ученого было подорвано и ухудшалось день ото дня, поэтому он принял решение отправиться на лечение в Европу. Узнав там, что его возлюбленная, Маргарет, готова стать его женой. Так как она находилась в Австралии, ученый тут же нашел способ отправиться туда. В 1884 году состоялось их бракосочетание. У пары родилось двое детей. Из-за военных действий, с участием Британии и Германии, разгоревшихся в районе Новой Гвинеи, было решено вернуться в Россию. В России здоровья катастрофически ухудшалось. Незначительные боли в челюсти вскоре требовали обезболивания наркотическими анальгетиками. Вскоре присоединилась инфекция, и даже именитые врачи того времени оказались бессильны.  14 апреля 1888 года ученый скончался. Причиной послужила злокачественная опухоль челюсти.

Подчеркнутые слова:

  1. Стык -  место, где соединяются, сходятся два конца, края, направления чего-либо.
  2. Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) среде.
  3. Этнография - наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности.
  4. Биология - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. 
  5. Полковник - офицерское звание или чин рангом выше подполковника и ниже генерал-майора, а также лицо, имеющее это звание.
  6. Образование - получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение.
  7. Туберкулез - распространённое в мире инфекционное заболевание человека и животных,
  8. Талант - выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык, и приводят к наибольшему успеху в той или иной области. 
  9. Гимназист - ученик гимназии.
  10. Аттестат - документ, подтверждающий получение определенного уровня образования
  11. Судно - плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей
  12. Микроскопический - очень маленький
  13. Деятельность -  (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели
  14. Абориген -  коренной житель страны, местности
  15. Ритуал -  совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.
  16. Масштаб - отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.
  17. Бракосочетание - когда две личности сливаются в одно единое целое, создавая семью, чтобы вести единое хозяйство и продолжать род.
  18. Анальгетик -  обезбо́ливающее — лекарственное средство природного, полусинтетического и синтетического происхождения, предназначенное для снятия болевых ощущений
  19. Инфекция - опасность заражения живых организмов микроорганизмами (бактериями, грибами, простейшими). 
  20. Опухоль - патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки.

 

Задания к тексту:

 

Домашнее задание: 

 

P.S. Тесты, предложенные в разделе "Тесты" носят тренировочный характер


Назад к каталогу

Яндекс.Метрика
close