Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

LANGTEACH-ONLINE

Суббота, 21.07.2018

Mindmap

Немного из истории появления ментальных карт.
Первые ментальные карты появились в Великобритании в середине 70-х годов 20 века, благодаря британскому ученому-психологу Тони Бьюзену , который выявил, что «общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, структурирования» .

Историческая справка по образованию слова «Mind map». 
Это словосочетание пришло к нам из английского языка, так как почти все технические новинки в сфере информационных технологий сначала получают свое описание на английском языке. Это словосочетание состоит из двух слов: 
1)    Mind – в переводе с английского «Разум».
2)    Map -  в переводе с английского «Карта».
А теперь перейдем, непосредственно к изучению одной из платформ, которая позволяет создавать ментальные карты и это будет платформа Mind42 (или просто MindMap)

Как это работает? 
Mindmap - интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации, созданный Штефаном Шустером (Stefan Schuster ) в 2007 году. С компьютера ей можно пользоваться на официальном сайте программы.  
Для начала работы требуется пройти простую регистрацию на основе электронной почты и придумать собственный пароль и зарегистрироваться на сайте (www.mind42.com)
Вы  увидите следующее окно:

 
Основные кнопки
Когда вы полностью зарегистрировались вы видите примерно тоже самое, что изображено на рисунке. И так перейдем к кнопкам на картинке:
•    New Group- кнопка позволяет создать группу ментальных карт, объединенных общей идеей. Нажимаем кнопку New Group, далее вводим название группы (желательно на английском языке) и нажимаем кнопку «OK» На рис 4 Вы можете увидеть название новой группы ментальных карт. 
•    All maps – кнопка выводит на экран все созданные Вами ментальные карты во всех группах 
•    Collaboration – кнопка показывает, сколько человек находится в работе над ментальными картами и кому открыт доступ для работы над теми или иными ментальными картами Вашего профиля.
Для того, чтобы добавить нового человека в сетку для отправки ответов на тест, созданный на базе технологии облачного сервиса «Mind42» Нужно на главной странице с ментальными картами Вашего аккуанта, выбираем нужную ментальную карту и нажимаем (выделено красным кружком). 
Появляется следующее окно, в котором мы вводим электронный адреса, тех людей, которым мы хотим разрешить доступ к изменению нашей ментальной карты.
•    Published – показывает на количество ментальных карт, которые видны всем пользователям сети Интернет.
Итак, приступаем к созданию нашей первой ментальной карты. Нажимаем на кнопку New Mind Map, рядом есть кнопка, которая выглядит как лист со стрелочкой вверх, её используют, когда ментальная карта уже создана в другой программе.  После нажатия кнопки New Mind Map появляется следующее окошко, в котором требуется ввести название Ментальной карты.

Нажимаем «Create» и перед нами появляется рабочая область, в которой мы и будем создавать с Вами свою первую ментальную карту
Итак, перед нами среда разработчика ментальной карты на базе технологии Mind42. Слева и сверху у нас имеются две панели управления:
Панели активируются только после нажатия на название нашей ментальной карты. Оно находится в синем квадрате по середине среды разработчика. Кликаем на названии нашей карты один раз название выделиться и   в правом нижнем углу появится плюсик и новое окошко New Mode и загорятся обе панели и так начинаем их рассмотрение:

Левая панель управления
•    Кнопка «Лист с загнутым уголком» (Note)  -позволяет делать примечание для элементов ментальной карты, стоит отметить что начало работы над любой ментальной карты начинается с её центра или ключевого элемента (подробное описание что такое ментальная карта и об её ключевых моментах смотрите в разделе «Теория ментальных карт»)
•    Кнопка «Список» (Tools) - позволяет описывать изменения в ментальных картах при коллективной работе, то есть отмечать, что каждый из участников проекта сделал, а также отмечать дату и время внесенного изменения в проект. 
•    Кнопка «Links» -позволяет добавлять в ментальную карту различные варианты ссылок. (на Вики, на электронную почту или на другие ментальные карты пользователя)
•    Кнопка «Image» - позволяет добавить ссылку на изображение в ментальную карту. (не позволяет добавить картинку с компьютера пользователя, только с онлайн хранилищ) 
•    Кнопка «Звездочка» (Icon) -позволяет добавлять иконки к элементам карты (выбор крайне невелик).
•    Кнопка «Палитра» (Style)- настройка стиля для каждого отдельного элемента ментальной карты и связей между ними (цвет, жирность шрифта).
 

 

Верхняя панель управления 
•    Кнопка «Плюс» (Add child node)   - добавить новый элемент ментальной карты (дочерний элемент от названия)
•    Кнопка «Стрелка влево» (Undo) – отменить последнее действие
•    Кнопка «Стрелка вправо» (Redo) –вернуть отмененное действие
•    Кнопка «Ножницы» (Сut) – вырезать нужный выделенный элемент ментальной карты и копировать его в буфер обмена. 
•    Кнопка «Два листа» (Copy) –копировать (без удаления) выделенный элемент ментальной карты в буфер обмена.
•    Кнопка «Планшет плюс лист» (Paste) -  вставка скопированного ранее элемента в ментальную карту.
•    Кнопка «Перечеркнутый кружок» (Delete) –удалить выбранный элемент ментальной карты.
•    Кнопка «Лупа» (Search mind map)- поиск ментальной карты среди карт, созданных пользователем.
•    Кнопка «4 стрелочки» (Сenter Mind map)-  центровка ментальной карты, относительно названия  ментальной карты. 
•    Кнопка «Ментальная карта» (Collapse/Expand all nodes) скрыть/показать все дочерние элементы в ментальной карте.


Дидактика и Mindmap
Как и у любой обучающей платформы у MindMap также можно выделить следующие дидактические принципы, согласно книге, К. Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания» : 
1.    Последовательность, 
2.    Систематичность;
3.    Доступность при необходимой степени трудности;
4.    Наглядность;
5.    Прочность усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Для того, чтобы глубже осознать эти принципы рассмотрим, как они выражаются на примере данной программы. Начнем с первого принципа, предложенного выше. 
Принцип последовательности в этой программе можно очень легко увидеть даже в описании принципов работы с этой программой. Описание идет пошагово, как будто Вы поднимаетесь по крутой лестнице шаг за шагом, и в конце концов вы достигаете нужного Вам этажа (вершины/Вашей цели). Последовательность ментальной карты уже определяет сам создатель: преподаватель или студент, речь о взаимодействии Mindmap с которыми пойдет в следующем разделе.
Вторым дидактическим принципом, которым должна обладать обучающая ментальная карта, выделенным Константином Дмитриевичем Ушинским является систематичность. На наш взгляд, систематичность изложения материала ментальных карт зависит не от программы или платформы, а от того, как создатель умеет излагать свои мысли на бумаге и структурировать их у себя в голове. В сентябре 2016 года по теме систематизации информации выйдет очень интересная книга «Пиши, сокращай: Книга Главреда»  по написанию правильных текстов, одним из её авторов также является один из выпускников ФИЯРа МГУ Максим Ильяхов.
Третий дидактический принцип «Доступность при необходимой степени трудности»-является, на наш взгляд, одним из основополагающих, так как если ученик не будет учится чему-то новому, то и развития не будет. Этот тезис находит отражение в названии одной из работ Фредерика Дугласа   «Без борьбы нет прогресса».  Эту самую степень трудности создатель обозначает сам. Трудность заключается в понимании смысла ментальной карты и взаимоотношений между её элементами.
Четвертый дидактический принцип является одним из наиболее простых для понимания-это наглядность. 
У человека обычно какие-либо чувства ассоциируются с определенными ощущениями и восприятием окружающей действительности. Некоторым людям, с одной стороны, легче воспринимать информацию на слух, но при этом им тяжело сопоставить услышанную информацию об объекте с самим объектом, как предметом окружающего нас мира. С другой стороны, существует группа людей, которая легко воспринимает предмет как объект, но при этом им сложно синтезировать объект из информации, которую они получили на слух .
Пятый дидактический принцип-это принцип освоенности материала. О формах проверки прочности усвоения материала будет рассказано в следующем разделе «Mindmap для преподавателей».
Mindmap для преподавателей.
Как Вы уже поняли, Mindmap представляет достаточно большой спектр возможностей для создателя ментальных карт и схем. А что конкретно Mindmap предлагает преподавателям?  Во-первых, это уже упоминаемый четвертый дидактический принцип: наглядность. Преподаватель, с помощью этой платформы может представить тему урока, план-конспект лекции или практического занятия. Он также может указать на взаимосвязи и отношения между элементами сложной темы. 

 

Mindmap для студента.
В Mindmap реализован огромный потенциал по созданию ментальных карт разных форм и размеров, что несомненно понравится студентам. Принцип работы и функции этой программы были описаны выше в разделе: «Как это работает». Если мы говорим об использовании данной программы студентами, то при этом надо обратить внимание на психологию студентов и тех групп с которыми мы работаем.  
В современном мире молодые люди очень подвержены влиянию цифровых технологий и отслеживают каждую техническую новинку и с удовольствием её используют при любой удобной возможности и в любой ситуации.
Что касается данного сервиса студент может использовать его в процессе обучения как в университете (школе), так и дома в процессе самообразования и самоподготовки к лекциям.
Для студента можно выделить следующие плюсы:
1.    возможность творчества;
2.    огромное количество различных форм и вариантов создания ментальных карт;
3.    поддержка фотографий, которые можно загрузить из облака ;
4.    возможность использования профиля с разных компьютеров (нужно знать только логин и пароль от аккуанта);
5.    удобство использования для презентации своих идей на защите своего диплома или проекта.
Конечно, стоит отметить, как и любые сервисы и предметы есть не только плюсы, но и минусы:
1.    Не работает при отсутствии интернета;
2.    Чрезмерная увлеченность студентов новыми технологиями;
3.    Сбои в системе отображения (иногда);
4.    Ограниченное количество форматов для экспорта ментальной карты на компьютер;

Типы заданий с использованием MindMap
С помощью MindMap мы можем выполнять следующие типы заданий и их реализацию:
1.    Задания с выбором ответа;
2.    Задания на подстановку;
3.    Задания на вставку правильного ответа; 
4.    Задания с развернутым ответом;
5.    Творческие задания;
6.    Задания на развитие зрительной памяти;
7.    Задания на построение ментальных карт;

Задания с выбором ответа.
В данном типе заданий дается вопрос и четыре варианта ответа на него среди которых лишь один верный. С точки зрения дидактических принципов в данном типе заданий сервис отвечает лишь за наглядность (4 дидактический принцип, согласно разделу «Дидактика и Mindmap»). 
Данный тип задания легко реализуем на базе технологии онлайн сервиса Mindmap. Используя данный сервис, преподаватель получит не только удобство использования, но и эстетическую красоту, но и удобство использования в процессе преподавания.  

На данной схеме представлен один из вопросов теста по теме «Театр и искусство», преподаваемой в рамках курса «Практика русского языка и культура речи» у иностранных студентов бакалавриата Факультета Иностранных Языков и Регионоведения. В данном типе заданий студенту дается список вопросов с вариантами ответов на них.  Каждый из студентов входит в систему под своим ником (аккуанты созданы в начале курса до начала практических занятий со студентами). Выбирает правильный ответ и подтверждает действие.
Подключение новых пользователей к сети можно посмотреть в разделе «Как это работает»

Задания на подстановку.
В данном типе заданий студенту дан текст с пропусками, и каждый из студентов заполняет данные пропуски, а у преподавателя отображается, кто и когда внес изменения, добавил ответ в ментальную карту. На основе полученных данных можно выявить сколько студентов выполнило задания и когда они это сделали.  

В этом типе заданий студент обучается не только лексическим навыкам, но и грамматическим навыкам, которые важны не только для студентов, но и для школьников, которые сдают ЕГЭ по иностранному языку (Задания Часть B (Грамматика и Лексика)), международные экзамены (IELTS, TOEFL, FCE, KET, DALF и т. д.).  

 

Творческие задания.
1.    Описать тему с помощью ключевых элементов;
2.    Постройте логическую схему на основе предложенных слов;
3.    Создайте лексическую словообразовательную цепочку;
4.     Постройте схему темы урока;

Задания на развитие зрительной памяти.
1.    Запомните картинку и потом перерисуйте её без просмотра;


Заключение 
В данной главе были рассмотрены основной функционал онлайн-сервиса Mind42, типы заданий с учетом всех важнейших принципов дидактики и педагогики, а также платформа была рассмотрена, как с точки зрения преподавателя так и студента. Очень важно рассматривать каждую программу с разных ракурсов, чтобы иметь наиболее полную картину о программах.   
Также рассмотрены вопросы, когда и как можно использовать данную программу для преподавания иностранных языков и разных аспектов.

Библиография.
1.    Электронный ресурс: http://readly.ru/author/21094/ 
2.    Электронный ресурс: https://4brain.ru/blog/ментальные-карты/ 
3.    Электронный ресурс: http://stefanschuster.at/en (Материал на английском языке)
4.    Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Собр. соч.: В 10 т. Том 3 — М. - Л.: 1950.
5.    Электронный ресурс: http://book.glvrd.ru 
6.    Электронный ресурс: http://unienc.ru/w/ru/837986-duglas-frederik.html 
7.    Кузнецов А. А. Интеграция ИКТ в дисциплину "Русский как иностранный" // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2015. — № 7. — С. 117–120. С 117
8.    Электронный ресурс: www.mind42.com

Перейти на Mindmap.com


Перейти в корень каталога платформ

Яндекс.Метрика