МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МУЛЬТИ-ПЛАТФОРМЕННЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ
АННОТАЦИЯ
В данном докладе мы ставим задачу сравнить онлайн-сервисы Wikispaces Eliademy Schoology Linguisticsedu IP для трансформации традиционных форматов обучения и заданий в дистанционную форму проведения уроков, лекций семинаров и практических занятий по иностранным языкам и дисциплине для иностранных студентов "Русский язык и культура речи" в различных аспектах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Интернет платформа; сравнительный анализ; критерии отбора; Wikispaces Eliademy Schoology Linguisticsedu IP, социальные сервисы, модели обучения;
История телекоммуникационных сетей начинается с 80-х годов прошлого века. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы, [19] обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс.
Интернет дал жизнь новому направлению проектного движения в образовании в виде телекоммуникационных проектов. [10] Интернет-технологии интегрировались в каждую сферу нашей жизни
Понимая сложности в определении понятия «интеграция» относительно процессов информатизации сферы обучения иностранному языку (прим. Кузнецов А А), мы тем не менее должны отметить, что для решения задач обеспечения результативности обучения в условиях информатизации образовательной сферы существующая практика использования ИКТ в методике и компьютерной лингводидактике сегодня должна осмысливаться в едином концептуальном ключе с должным вниманием к рассмотрению текущих процессов интеграции на всех системных уровнях обучения, которые определяются в методической литературе [Роберт 2005, 2010]: методологическом, методическом, технологическом, организационном и уровне управления обучением. Необходимость единых оснований в осмыслении и поиске решения проблем интеграции в информатизации обучения языку привносится в лингводидактику единой физической природой ИКТ и равным образом относится к обучению любому иностранному языку. [11]
Для начала нашего исследования дадим несколько определений аббревиатуры ИКТ:
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у большого количества преподавателей. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ и преподавателей ВУЗов, а также на эффективность обучения школьников студентов.
Стоит отметить, что в современном мире вы сможете найти сотни онлайн-курсов по разнообразным дисциплинам: начиная от курсов по рисованию и заканчивая курсами по изучению иностранных языков. Для начала дадим определение обучающей интернет платформы [13].
Обучающая интернет-платформа-это программное обеспечение для дистанционного обучения представлено на рынке обучающего ПО как простыми HTML страницами, так и сложными платформами с широкими функциональными возможностями.
Как показала отечественная и международная практика и многочисленные эксперименты, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети интернет оказалась эффективна, давала высокий педагогический результат. Учебный телекоммуникационный проект стал популярной формой организации учебной деятельности учащихся в сети интернет.
Дальнейшее развитие телекоммуникаций привело к появлению нового феномена – сетевых сообществ. Большое количество исследований по развитию сетевых сообществ и совместной сетевой проектной деятельности выполнено Патаракиным Е.Д. Патаракин Е.Д. говорит о «педагогической информатике сообществ», которая становится инструментом интеграции учебных дисциплин, полем для межпредметной учебной творческой деятельности. «Компьютерные коммуникации формируют новую среду, к существованию в которой образование постепенно адаптируется так же, как это уже сделали бизнес, наука и здравоохранение». [19]
Речь идет не о создании специальных педагогических объектов и средств, а об использовании образованием тех возможностей, которые уже существуют в сетевых сообществах. Учебная деятельность в среде сетевых сообществ позволяет естественным путем соприкоснуться с сообществами обмена знаниями, где открываются уникальные информационные, технологические и людские ресурсы.
Современные программно-технические средства сегодня открыли еще один педагогический ресурс - это использование коммуникационных технологий непосредственно во время образовательного процесса, на уроке, на занятии, в условиях, когда у каждого обучающегося есть компьютер, либо планшет, либо ноутбук. Модель такой организации взаимодействия получила название модель "1:1", а класс программно-педагогических средств, поддерживающих это взаимодействие на программно-аппаратном уровне - системы управления классом (ClassRoom Managment Systems - CRMS) такие как например, платформы Schoology, LMS широко используются не только в Высших Учебных Заведениях (МГУ, НИУ ВШЭ и др.), но и в школах (например, ЦО 2097). Современные школы и ВУЗы оснащены всем необходимым для проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий. В сети интернет мы можем найти огромное количество ресурсов, позволяющих нам создать тот или иной курс по определенной дисциплине за короткое время.
Ниже приведен ознакомительный список платформ, предложенных для исследования в моей диссертации.
Примерный список программ [13].
Название |
Краткое описание |
Mindmap [3] |
-интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации. С компьютера ей можно пользоваться только на официальном сайте программы. С какими мобильными платформами она работает, мы рассмотрим ниже. |
Prezi.com [4] |
-технология облачного создания презентаций в 3D проекции. С компьютера ей можно пользоваться только на официальном сайте программы. |
Voicethread [8] |
- сайт-программа, позволяющая записывать речь в реальном времени с помощью веб-камеры, которая подключена к компьютеру. |
Voxopop |
-программа, позволяющая записывать голос и устные высказывания (монологи), которые может проверить преподаватель, даже находясь, а другом конце города. |
Skype [6] |
- технология выкуплена американским медиа-гигантом Microsoft используется в дистанционном обучении достаточно широко для проведения уроков и конференций, не выходя из дома. |
Moodle [4] |
- модульная онлайн платформа, позволяющая создавать онлайн курсы, включающие в себя форумы, блоги видео материалы |
Teacherpage |
- сайт, позволяющий создавать тесты и задания для студентов, а также для обмена информацией между студентами |
Wikispaces [9] |
-платформа для создания виртуального класса для проведения лекций, уроков, семинаров в дистанционной форме. |
Language Management System |
- система управления, используемая во многих зарубежных и государственных вузах для организации дистанционного обучения. |
SurveyMonkey[7] |
-платформа для создания онлайн тестов для проверки усвоенности материала |
Eliademy.com |
-платформа для создания онлайн курса |
Schoology.com |
-платформа LMS для создания своего собственного курса с использованием видеоматериалов форумов и блогов |
Образование.РФ |
-российская LMS система для обучения большого количества студентов и школьников в дистанционной форме. |
http://www.englishpatient.org/
|
Проект Лирмака Ю М и Шайхлисламова С. Х., содержащий в себе огромное количество материала для изучения живого английского языка |
www.mindmeister.com |
-интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации. |
Conversationexchange.com |
|
Linguisticsedu |
Проект станет универсальной платформой по обмену опытом среди молодых ученых в области лингвистики, перевода, теории преподавания языков и культур. |
Критерии исследования онлайн-платформ [13]:
Для проведения исследования платформ были выявлены следующие критерии для сравнения онлайн платформ:
- Сложность доступа.
- Наглядность
- Последовательность
- Создание дискуссий
- Возможность создания глоссария
- Создание тестов разной направленности
- Выполнение творческих заданий
- Наличие функции проведения вебинаров
- Основные функции (для контроля преподавателем)
- Основные функции (для студента).
Пример сравнения по критериям.
Критерии |
Wikispaces |
Eliademy |
Schoology |
Linguisticsedu IP |
Сложность доступа |
Регистрация |
Регистрация |
Регистрация |
Нет регистрации (регистрация только для выполнения заданий) |
Наглядность |
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Последовательность |
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Создание дискуссий |
Да
|
Да
|
Да
|
Да
|
Возможность создания глоссария |
Да
|
Нет |
Да |
Да (в форуме или в дочернем проекте Library-linguisticsedu) |
Создание тестов |
Только с помощью сторонних сервисов
|
Да |
Да |
Только с помощью сторонних сервисов
|
Выполнение творческих заданий |
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Зависит от преподавателя
|
Наличие функции проведения вебинаров |
Нет |
Есть |
Нет |
Будет (посредством технолгии Skype) |
Социальные сервисы в дистанционном обучении.
При исследовании онлайн -сервисов для создания различных типов заданий для студентов и моделировании виртуальной образовательной среды мы не должны забывать о коммуникации между преподавателем и студентом. В связи с этим, следует обратить внимание на роль социальных сетей (Вконтакте, Facebook и др.), одним из учёных, который поднял данный вопрос был Е. Д. Патаракин. В своей книге «Социальные взаимодействия и Веб 2.0» автор выделил общие составляющие социальных сервисов:
- Использование социальных сервисов подталкивают людей к участию в совместной деятельности.
- Сервисы предоставляют простые решения для повседневных задач — распространение фотографий, продажа ненужных вещей, поиск нужных сведений;
- Принимая участие в совместной деятельности с использованием социальных сервисов, люди меняют свою позицию с потребительской на созидательную;
- Социальные сервисы помогают людям взаимодействовать между собой, задавая простые правила такого взаимодействия. [19]
Из всего вышеописанного можно сделать вывод о значимости социальных сетей при создании авторского онлайн курса. Основными социальными сетями, на которые следуют обратить внимание при изучении онлайн-платформ в преподавании и переводе и создании курса- это Вконтакте, Facebook, Twitter, Tumblir и LifeJournal. Данные сервисы были выбраны для исследования, как наиболее популярные среди интернет-пользователей.
Модели дистанционного обучения
Еще одним важным моментом при создании авторского онлайн курса является выбор модели дистанционного обучения. Этот вопрос в своей статье «Модели дистанционного обучения» подняла Е. С Полат. В этой статье она выделила 5 моделей:
- Интеграция очных и дистанционных форм обучения.
- Модель интеграции очной и дистанционной форм для вузов.
- Модель сетевого курса дистанционного обучения.
- Сетевое обучение и кейс-технологии.
- Интерактивное телевидение (Two-way TV). [17]
Для нашего исследования больше подходит первая модель, предложенная Е. С. Полат, а именно совмещение дистанционной и очной форм обучения, так как планируется проведение устных и письменных экзаменов в очной форме по завершении курса.
Для проведения будущего диссертационного исследования была создана схема-модель курса по дисциплине «Русский как иностранный», отражающая используемые программы, методы, типы заданий для реализации основных дидактических принципов и задач обучения и коммуникации.
Рисунок 1 ИКТ в РКИ (Модель курса)
Реализация мульти-платформенного онлайн-курса на базе дисциплины «Русский как иностранный»
В практической апробации моего диссертационного исследования будут использованы следующие средства:
1) Портал Slideshare: Визуальная презентация лексики по теме урока.
2) Портал Let's test: проведение теста по усвоенной лексике и грамматике на следующем уроке
3) Портал Library-linguisticsedu- обеспечение планом урока всех учащихся и их родителей, по необходимости, а также дополнительными материалами по теме урока (тематическая лексика дополнительные тесты по теме и т. д.).
4) Skype- поддержка визуального контакта между преподавателем и обучающимся на время проведения урока.
5) Форум проекта Linguisticsedu – для консультаций с преподавателем во внеурочное время
6) Электронная версия учебников для проверки усвоения материала и выполнения практических занятий и закрепления навыков.
7) Другие платформы в зависимости от целей и задач урока, определяемых преподавателем заранее.
При апробации планируется выявление экспериментальных и контрольных групп с целью выявления эффективности применения различных онлайн-сервисов в процессе обучения иностранным языкам и РКИ на основе проекта Linguisticsedu.
Также планируется провести эксперимент для выявления оценки эффективности использования библиотеки планов уроков и дополнительных материалов в повседневной деятельности преподавателя РКИ и иностранного языка. Для данного эксперимента планируется привлечение преподавателей русского как иностранного кафедры Стилистики русского языка Факультета Иностранных языков и Регионоведения, преподавателей Филологического факультета и Высшей Школы Перевода МГУ.
В ходе этого эксперимента им будет предложено использование этой библиотеки при подготовке к проведению лекций, практических занятий и семинаров с иностранными студентами. После месяца использования преподавателям будет предложено пройти анкетирование на тему: «Оценка функциональной эффективности использования онлайн-библиотеки в процессе подготовки к практическим занятиям по русскому языку с иностранными студентами».
На основе полученных данных будет проведена доработка тестового варианта библиотеки до уровня обновляемого информационного электронного ресурса «Библиотека планов уроков и дополнительных материалов для преподавателя РКИ» в структуре Факультета Иностранных Языков и Регионоведения, (наподобие сайта Видеоархива МГУ имени М В Ломоносова) [1] с последующим расширением библиотеки на другие иностранные языки и дисциплины, преподаваемые на Факультете Иностранных Языков и Регионоведения а также создан онлайн-курс по РКИ для иностранных студентов, как модель мульти-платформенного курса.
Список литературы
- [В Интернете] // Медиапортал МГУ. - http://media.msu.ru.
- [В Интернете] // Дистанционные курсы в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. - 2016 г.. - http://de.msu.ru/.
- Mind42 [В Интернете]. - https://mind42.com.
- Moodle Главная [В Интернете] // Moodle. - Moodle Corp.. - 04 12 2013 г.. - https://moodle.org.
- Prezi [В Интернете]. - 23 03 2016 г.. - https://prezi.com
- Skype Главная [В Интернете] // Skype. - 04 03 2014 г.. - https://www.skype.com/ru/.
- Survey Monkey Главная [В Интернете] // SurveyMonkey. - Аналитический центр SurveyMonkey. - 05 06 2014 г.. - https://ru.surveymonkey.net.
- Voicethread Главная [В Интернете] // Voicethread. - 12 03 2014 г.. - http://voicethread.com.
- Wikispaces Главная [В Интернете] // Wikispaces. - 04 06 2016 г.. - http://www.wikispaces.com.
- А. Ахаян В. Робинсон Российско-Американский телекоммуникационный образовательный проект "Уолкер Конти", как пример дистанционной образовательной деятельности Виртуального Педвуза. - Санкт-Петербург : СПБАИО, 2000 г.. - Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: .
- А.В.Тряпельников Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). [Книга]. - Москва : [б.н.], 2014. - стр. 80 с .
- А.Кузнецов Library-linguisticsedu Главная [В Интернете] // Library-linguisticsedu. - Linguisticsedu Internet Project, 2016 05 24 г.. - 16 07 2016 г.. - http://library-linguisticsedu.jimdo.com.
- А.Кузнецов Онлайн платформы в преподавании и переводе [В Интернете] // Библиотека проекта Linguisticsedu. - Linguisticsedu Internet Project, 2016 г.. - 2016 07 16 г.. - http://library-linguisticsedu.jimdo.com/статьи/онлайн-платформы-в-преподавании-и-переводе/.
- Главная Mindmeister [В Интернете] // Mindmeister. - 2016 07 06 г.. - https://www.mindmeister.com/ru .
- Главная Teaherpage [В Интернете] // Teacherpage. - 04 07 2014 г.. - http://teacherpage.com.
- Главная Образование.РФ [В Интернете] // Образование РФ. - Александр Вячеславович Пименов. - 12 07 2016 г.. - https://www.educationonline.ru .
- Е. С. Полат Модели дистанционного обучения. [Раздел книги].
- Е.Д.Патаракин Информационно-коммуникационные технологии в образовании [В Интернете]. - Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций, 2004 г.. - 10 06 2016 г.. - http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?a=pers&c=getForm&d=light&id_pers=2565&r=persDesc.
- Е.Д.Патаракин Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 [Книга]. - Москва : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - стр. 44.
- Е.С.Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Книга]. - Москва : [б.н.], 2000. - стр. 272 c..
- Министерство Образования РФ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [ http://priem.s-vfu.ru/wp-content/uploads/FZ-273-red.-ot-02.03.16.pdf]. - [б.м.] : Министерство Образования РФ, 2016 г.. - Т. С 3 П.27.