2.2. Организация и элементы кросс-платформенной модели дистанционного курса.
Как показала отечественная и международная практика и многочисленные эксперименты, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети интернет оказалась эффективна, давала высокий педагогический результат. Учебный телекоммуникационный проект стал популярной формой организации учебной деятельности учащихся в сети интернет.
Дальнейшее развитие телекоммуникаций привело к появлению нового феномена – сетевых сообществ. Большое количество исследований по развитию сетевых сообществ и совместной сетевой проектной деятельности выполнено Патаракиным Е.Д. Патаракин Е.Д. говорит о «педагогической информатике сообществ», которая становится инструментом интеграции учебных дисциплин, полем для межпредметной учебной творческой деятельности. «Компьютерные коммуникации формируют новую среду, к существованию в которой образование постепенно адаптируется так же, как это уже сделали бизнес, наука и здравоохранение»[1].
Речь идет не о создании специальных педагогических объектов и средств, а об использовании образованием тех возможностей, которые уже существуют в сетевых сообществах. Учебная деятельность в среде сетевых сообществ позволяет естественным путем соприкоснуться с сообществами обмена знаниями, где открываются уникальные информационные, технологические и людские ресурсы.
Современные программно-технические средства сегодня открыли еще один педагогический ресурс - это использование коммуникационных технологий непосредственно во время образовательного процесса, на уроке, на занятии, в условиях, когда у каждого обучающегося есть компьютер, либо планшет, либо ноутбук. Модель такой организации взаимодействия получила название модель "1:1", а класс программно-педагогических средств, поддерживающих это взаимодействие на программно-аппаратном уровне - системы управления классом (ClassRoom Managment Systems - CRMS) такие как например, платформы Schoology, LMS широко используются не только в Высших Учебных Заведениях (МГУ, НИУ ВШЭ и др.), но и в школах (например, ЦО 2097). Современные школы и ВУЗы оснащены всем необходимым для проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий. В сети интернет мы можем найти огромное количество ресурсов, позволяющих нам создать тот или иной курс по определенной дисциплине за короткое время.
Ниже приведен ознакомительный список платформ, предложенных для исследования в диссертации.
Примерный список программ[2]
Таблица 3 Список платформ кросс-платформенной модели онлайн курса
Название |
Краткое описание |
Mindmap[3] |
-интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации. С компьютера ей можно пользоваться только на официальном сайте программы. С какими мобильными платформами она работает, мы рассмотрим ниже. |
Prezi.com [4] |
-технология облачного создания презентаций в 3D проекции. С компьютера ей можно пользоваться только на официальном сайте программы. |
Voicethread[5] |
- сайт-программа, позволяющая записывать речь в реальном времени с помощью веб-камеры, которая подключена к компьютеру. |
Voxopop |
-программа, позволяющая записывать голос и устные высказывания (монологи), которые может проверить преподаватель, даже находясь, а другом конце города. |
Skype[6] |
- технология выкуплена американским медиа-гигантом Microsoft используется в дистанционном обучении достаточно широко для проведения уроков и конференций, не выходя из дома. |
Moodle[7] |
- модульная онлайн платформа, позволяющая создавать онлайн курсы, включающие в себя форумы, блоги видео материалы |
Teacherpage |
- сайт, позволяющий создавать тесты и задания для студентов, а также для обмена информацией между студентами |
Wikispaces |
-платформа для создания виртуального класса для проведения лекций, уроков, семинаров в дистанционной форме. |
Language Management System |
- система управления, используемая во многих зарубежных и государственных вузах для организации дистанционного обучения. |
SurveyMonkey |
-платформа для создания онлайн тестов для проверки усвоенности материала |
Eliademy.com |
-платформа для создания онлайн курса |
Schoology.com |
-платформа LMS для создания своего собственного курса с использованием видеоматериалов форумов и блогов |
Образование.РФ |
-российская LMS система для обучения большого количества студентов и школьников в дистанционной форме. |
http://www.englishpatient.org/
|
Проект Лирмака Ю М и Шайхлисламова С. Х., содержащий в себе огромное количество материала для изучения живого английского языка |
www.mindmeister.com |
-интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации. |
Conversationexchange.com |
Программа, позволяющая с помощью конференц-связи организовывать беседы с иностранцами в режиме реального времени |
Linguisticsedu |
Проект станет универсальной платформой по обмену опытом среди молодых ученых в области лингвистики, перевода, теории преподавания языков и культур. |
Сейчас рассмотрим подробнее какие функции несет каждая из представленных выше платформ:
- Mindmap - интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации, созданный Штефаном Шустером (Stefan Schuster в 2007 году. С компьютера ей можно пользоваться на официальном сайте программы. Как и у любой обучающей платформы у MindMap также можно выделить следующие дидактические принципы, согласно книге, К. Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания»:
- Последовательность,
- Систематичность;
- Доступность при необходимой степени трудности;
- Наглядность;
- Прочность усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Для того, чтобы глубже осознать эти принципы рассмотрим, как они выражаются на примере данной программы. Начнем с первого принципа, предложенного выше.
Принцип последовательности в этой программе можно очень легко увидеть даже в описании принципов работы с этой программой. Описание идет пошагово, как будто Вы поднимаетесь по крутой лестнице шаг за шагом, и в конце концов вы достигаете нужного Вам этажа (вершины/Вашей цели). Последовательность ментальной карты уже определяет сам создатель: преподаватель или студент, речь о взаимодействии Mindmap с которыми пойдет в следующем разделе.
Вторым дидактическим принципом, которым должна обладать обучающая ментальная карта, выделенным Константином Дмитриевичем Ушинским является систематичность. На наш взгляд, систематичность изложения материала ментальных карт зависит не от программы или платформы, а от того, как создатель умеет излагать свои мысли на бумаге и структурировать их у себя в голове. В сентябре 2016 года по теме систематизации информации выйдет очень интересная книга «Пиши, сокращай: Книга Главреда» по написанию правильных текстов, одним из её авторов также является один из выпускников ФИЯРа МГУ Максим Ильяхов.
Третий дидактический принцип «Доступность при необходимой степени трудности»-является, на наш взгляд, одним из основополагающих, так как если ученик не будет учится чему-то новому, то и развития не будет. Этот тезис находит отражение в названии одной из работ Фредерика Дугласа «Без борьбы нет прогресса». Эту самую степень трудности создатель обозначает сам. Трудность заключается в понимании смысла ментальной карты и взаимоотношений между её элементами.
Четвертый дидактический принцип является одним из наиболее простых для понимания-это наглядность.
У человека обычно какие-либо чувства ассоциируются с определенными ощущениями и восприятием окружающей действительности. Некоторым людям, с одной стороны, легче воспринимать информацию на слух, но при этом им тяжело сопоставить услышанную информацию об объекте с самим объектом, как предметом окружающего нас мира. С другой стороны, существует группа людей, которая легко воспринимает предмет как объект, но при этом им сложно синтезировать объект из информации, которую они получили на слух.
Пятый дидактический принцип-это принцип освоенности материала. О формах проверки прочности усвоения материала будет рассказано в следующем разделе «Mindmap для преподавателей».
Рисунок 2 Mind 42
Преимущества данного сервиса:
- Наглядность
- Возможность творчества;
- Огромное количество различных форм и вариантов создания ментальных карт;
- Поддержка фотографий, которые можно загрузить из облака[8];
- Возможность использования профиля с разных компьютеров (нужно знать только логин и пароль от аккуанта);
- Удобство использования для презентации своих идей на защите своего диплома или проекта.
- Prezi - интернет – сервис для создания 3D презентаций. Данная технология появилась в 2009 году и за 4 года набрала колоссальную популярность по всему миру. Является облачным аналогом Microsoft PowerPoint, но обладает большим объемом функций и возможностей для творческой самореализации не только студентов, но и преподавателей.
Также в сервисе присутствует огромное количество элементов, которые можно использовать для создания наиболее эффектной презентации (урока, темы, лексических единиц) с использованием 3D-технологий и все возможных фишек, которые позволяют оживить даже очень скучную в глазах слушателей презентацию. Prezi был основан Питером Арвэ, Питером Халаси, и Адам Сомлэ-Фишером[9]. 75 млн. человек работали вместе в Будапеште (Венгрия) и в Сан-Франциско (Калифорния), и теперь мы поддерживаем более 75 миллионов пользователей. Сервис показывает, что 260 миллионов пользователей Prezi создали более 260 миллионов Prezi и это не предел. “Prezi поможет вам организовать свои мысли и передать их более структурировано, что действительно окажет воздействие на вашу аудиторию и поможет им достичь ключевой точки быстрее.” - Питер Арвэ Генеральный директор & Соучредитель[10]
С точки зрения, дидактических принципов обучения, программа способствует повышению наглядности и мотивации при обучении учебным предметам.
Рисунок 3 Prezi
Преимущества данного сервиса:
- Наличие мобильной версии (PlayMarket и AppStore);
- Возможность добавление сторонних фото и видеоматериалов;
- Возможность работы оффлайн без подключения к интернету (Приложение для Windows);
- Большое количество инструментов для создания уникальной легко запоминающейся презентации;
- Voicethread - позволяет создавать библиотеки аудиозаписей лекций, выступлений и семинаров. Для преподавателя плюс в том, что он может попросить обучающегося записать себя на диктофон и прислать запись на проверку. Стоит отметить, что этот сервис интуитивно прост и понятен в управлении. Есть возможность загружать файлы разных форматов:
- Файл с Вашего персонального компьютера;
- Это может быть удалённый медиа ресурс с сайтов: Flickr, Khan Academy или сайта Нью-йоркской публичной библиотеки;
- Позволяет сделать фото с помощью веб-камеры, подключенной к Вашему компьютеру и загрузить его в Ваш аккуант.
- Позволяет записать видео с помощью веб-камеры, подключенной к Вашему компьютеру и загрузить его в Ваш аккуант.
- Прикрепить ссылку на другой источник информации.
Рисунок 4 Voicethread
Преимущества данного сервиса:
- Наличие мобильной версии (PlayMarket и AppStore);
- Возможность просмотреть или прослушать запись онлайн;
- Добавить комментарии и описание к видеозаписям и аудиозаписям;
Данная программа удобна для использования как на персональном компьютере, так и на мобильном телефоне или планшетнике.
- Skype - программа, позволяющая создавать аудио и видео конференции в режиме реального времени со всем миром совершенно бесплатно. Удобна для преподавателей при организации телемоста. Можно бесплатно скачать с официального сайта программы, как для компьютера, так и для планшета или телефона, что позволяет постоянно быть на связи при наличии Интернет-соединения.
Рисунок 5 Skype
Преимущества данного сервиса:
- Наличие мобильной версии (PlayMarket и AppStore);
- Видеосвязь с любой точкой планеты;
- Аудиосвязь;
- Передача файлов любого формата и объема;
- Наличие плашетной версии;
- Moodle – система управления и организации виртуального класса Learning Management System (LMS), которая позволяет контролировать и управлять аудиторией обучающихся (активно общаться с ними, посредством форумов, чатов и других средств коммуникации).
Рисунок 6 LMS Moodle
Преимущества данного сервиса:
- Наличие мобильной версии (PlayMarket и AppStore);
- Удобство управления;
- Возможность добавления различных типов заданий;
- Проведение онлайн тестов;
- Ведение оценочной ведомости;
- Русский интерфейс;
- Teacherpage – специальная платформа для создания сайтов преподавателей с возможностью добавления видео, аудио и других материалов.
Преимущества данного сервиса:
- Дополнение домашними заданиями;
- Ведение оценочной ведомости (на каждого студента);
- Ведение ведомости студентов;
- Возможность чата со студентами;
- Возможность проведение тестов и опросов;
- Wikispaces – это платформа. Wiki - это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Изначально создатель технологии Уорд Каннингэм называл приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия[11].
Данный сервис имеет некое отдаленное приближение к LMS (Learning Management System), но на наш взгляд, ближе к первому поколению.
Рисунок 7 Wikispaces
Преимущества данного сервиса:
- Учет пользователей курса;
- Отдельный модуль для домашних заданий;
- Возможность создания дискуссий;
- Возможность комментирования заданий;
- SurveyMonkey - платформа для создания тестов и опросов.
Рисунок 8 SurveyMonkey
- Большое количество различных вариантов тестов;
- Возможность массовой рассылки созданных тестов;
- Возможность проведения анализа полученной информации;
- Eliademy.com – финская онлайн платформа LMS отличительной чертой, которой является возможность проведения вебинара и его записи.
- Schoology.com – очередная LMS онлайн-платформа
Рисунок 9 Schoology
Преимущества данного сервиса:
- Наличие мобильной версии (PlayMarket и AppStore);
- Удобство управления;
- Возможность добавления различных типов заданий;
- Проведение онлайн тестов;
- Ведение оценочной ведомости;
- http://www.englishpatient.org/ - интернет-школа по обучению английскому языку с возможностью моделирования собственного учебного процесса каждым из преподавателей в отдельности.
Рисунок 10 English-patient
Преимущества данного сервиса:
- Интерактивность;
- Индивидуальность;
- Возможность добавления различных типов заданий;
- Проведение онлайн тестов;
- Ведение оценочной ведомости;
- Создание собственного курса;
- Создание собственных заданий;
- Mindmeister - интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации. Аналог Mind42.
Рисунок 11 Mindmeister
Преимущества данного сервиса:
- Наглядность
- Возможность творчества;
- Огромное количество различных форм и вариантов создания ментальных карт;
- Поддержка фотографий, которые можно загрузить из облака[12];
- Возможность использования профиля с разных компьютеров (нужно знать только логин и пароль от аккуанта);
- Удобство использования для презентации своих идей на защите своего диплома или проекта.
- Conversationexchange.com – коммуникативный сервис для совершенствования навыков владения иностранными языками.
Рисунок 12 Conversation Exchange
Преимущества данного сервиса:
- Возможность общения с людьми на иностранных языках;
- Разные формы общения: Skype, переписка, ICQ и другие.
- Обмен файлами;
- Блокировка нежелательных пользователей;
- Добавление фотографий и видеоматериалов к своим записям на личной странице
- Linguisticsedu – авторский проект открылся в апреле 2015 года. универсальной платформой по обмену опытом среди молодых ученых в области лингвистики, перевода, теории преподавания языков и культур и других дисциплин. Удобен как для студентов, так и для преподавателей.
Рисунок 13 Проект Linguisticsedu
Преимущества данного сервиса:
- Наличие мобильной версии;
- Кросс-платформенность;
- Интерактивность и мультимедийность;
- Наглядность;
- Удобство управления;
- Большая информационная база;
- Мультитематичность;
- Онлайн-тесты;
- Списки лексики;
- Онлайн-курсы;
- Набор планов уроков;
- Систематичность;
- Последовательность;
- Google Sites – онлайн-сервис на базе технологии wiki сделать информацию доступной для людей, которые нуждаются в её быстрой подаче. Пользователи сайта могут работать вместе, добавлять информацию из других приложений Google, например, Документы Google, Календарь Google, YouTube, Picasa и из других источников.
Создатель сайта может приглашать других пользователей для совместной работы над сайтом, контролировать их доступ к материалам. Сайт может быть использован в private режиме, например, для организации личного wiki-блокнота либо для ведения записей по частному проекту с доступом к информации только после авторизации.
Рисунок 14 Google Sites
Преимущества данного сервиса:
- Наличие мобильной версии;
- Кросс-платформенность;
- Интерактивность и мультимедийность;
- Наглядность;
- Удобство управления;
- Slideshare - американский бесплатный онлайн-сервис, позволяющий пользователю хранить все PowerPoint презентации, документы Microsoft Word и Acrobat Reader, а также видео на своем личном аккуанте.
Рисунок 15 Slideshare
Преимущества данного сервиса:
- Поддержка большого количества форматов;
- Возможность комментирования материалов;
- Предварительный просмотр файлов перед скачиванием на жесткий диск компьютера;
- Ограниченный объем загружаемого файла до 100 Мб (в бесплатной версии) до 300 Мб в платной;
- Автоматический скрипт текста из презентации и разбиение его по слайдам что существенно облегчает пользователю поиск необходимой информации;
- Учет количества просмотров;
- Quizlet - онлайн сервис для создания онлайн-тестов различных типов и массовой рассылки тестов пользователям.
Рисунок 16 Quizlet создание онлайн-тестов
Преимущества данного сервиса:
- Большое количество различных вариантов тестов;
- Наличие мобильной версии приложения (AppStore и PlayMarket)
- Возможность массовой рассылки созданных тестов;
- Возможность проведения анализа полученной информации;
- Моментальное получение правильного ответа после прохождения теста;
- Возможность создания тестов на аудирование;
- Let's test - онлайн сервис для создания онлайн-тестов различных типов и массовой рассылки тестов пользователям.
Рисунок 17 Let's test
Преимущества данного сервиса:
- Большое количество различных вариантов тестов;
- Возможность массовой рассылки созданных тестов;
- Возможность проведения анализа полученной информации;
- Моментальное получение правильного ответа после прохождения теста;
2.3. Недостатки кросс-платформенной модели дистанционного курса.
Буквально у любой вещи в мире можно найти те или иные недостатки. Поскольку данная модель курса состоит из множества отдельных сервисов, пользователям такого курса потребуются несколько значимых вещей. Для удобства восприятия представим эти вещи в виде таблицы, состоящей из двух колонок. В одну из которых мы назовем тьюторы, а вторую – обучаемые.
Преподаватели |
Обучаемые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4. Выводы и заключение второй части.
Во второй главе данного исследования мы рассмотрели основные и второстепенные элементы, которые могут присутствовать в дистанционном онлайн-курсе, построенном на базе кросс-платформенной модели организации курсов. Из второй главы исследования можно сделать следующие выводы:
- Кросс-платформенная модель курса – это модель дистанционного курса, где каждая его значимая часть находится на своем онлайн-сервисе и все соединено с остальными элементами, посредством внутри текстовых гиперссылок на языке HTML5.
- Рассмотрели основные дидактические принципы онлайн-курсов.
- Выделили основные компоненты кросс-платформенной модели дистанционного курса.
- Составили список онлайн-сервисов для кросс-платформенной модели курса.
- Описали основные возможности и преимущества каждого из онлайн-сервисов.
- Выявили недостатки использования кросс-платформенной модели организации дистанционного онлайн-курса.
[1] Е.Д.Патаракин Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 [Книга]. - Москва : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - стр. 44.
[2] А.Кузнецов Онлайн платформы в преподавании и переводе [В Интернете] // Библиотека проекта Linguisticsedu. - Linguisticsedu Internet Project, 2016 г.. - 2016 07 16 г.. - http://linguisticsedu.ucoz.com/index/sravnitelnyj_analiz_vozmozhnostej_realizacii_didakticheskikh_principov_platform/0-79
[3] Mind42 [В Интернете]. - https://mind42.com.
[4] 5. Prezi [В Интернете]. - 23 03 2016 г.. - https://prezi.com
[5] Voicethread Главная [В Интернете] // Voicethread. - 12 03 2014 г.. - http://voicethread.com.
[6] Skype Главная [В Интернете] // Skype. - 04 03 2014 г.. - https://www.skype.com/ru/
[7] Moodle Главная [В Интернете] // Moodle. - Moodle Corp.. - 04 12 2013 г.. - https://moodle.org.
[8] Облачные хранилища (Google Drive, Яндекс Диск, Dropbox)
[9] Электронный ресурс: http://oprezi.ru/o-prezi.html
[10] Электронный ресурс: https://prezi.com/about/ (перевод с английского)
[11] Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин - 2-е изд., испр. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. : ил. - (Учебно-методическое пособие)
[12] Облачные хранилища (Google Drive, Яндекс Диск, Dropbox)