Организация обучения русскому как иностранному на базе интернет-проекта Linguisticsedu: история, организация управления, основные элементы.
Аннотация:
Данная статья посвящена истории создания проекта Linguisticsedu и организации обучения русскому языку как иностранному в дистанционной форме на базе данного интернет проекта. В статье рассмотрены основные элементы данного онлайн-курса, представлено объяснение понятия кросс-платформенность через использование большого числа онлайн сервисов с целью повышения количества, решаемых задач в рамках одного онлайн курса без использования дополнительных бумажных источников. Автор также описывает систему управления и основные элементы данного онлайн-курса, необходимые для проведения занятия.
Abstract
This article is devoted to the history of the Linguisticsedu project and organization of teaching Russian as a foreign language in the online form on the basis of this project. The article describes the main elements of this online course presents the fundamentals of cross-platform through the use of a large number of online services with the aim of increasing the number of tasks within the same online course without the use of additional paper sources. The author also describes the management system and the main elements of this online course required for the class.
Ключевые слова: Linguisticsedu, текстотека, РКИ, тестирование, лексические единицы, Padlet, онлайн-сервисы, кросс-платформенность.
Keywords: texts, RFL, testing, lexical items, Padlet, online services, cross-platform.
В современном мире информационные технологии имеют свое отражение во всех сферах жизни человека. Как отмечает доцент КемГУ Е. Н Малышева: «Направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования являются неотъемлемой частью разрабатываемой Федеральной целевой программы раз-вития образования до 2015 года»[1; 27].
Многие современные ученые отмечают влияние ИТ на процесс преподавания, не только иностранных языков, но и других дисциплин в школах и ВУЗах. Заметный след ИТ-технологий мы можем видеть в работах по методикам преподавания иностранных языков, посредством ИТ-технологий: С. В. Титовой [2], А. П. Авраменко, А. Л. Назаренко [3], О. А. Ксензенко (все-Факультет Иностранных Языков и Региноведения МГУ имени М В Ломоносова) П. В. Сысоева (Московский Государственный Гуманитарный Университет имени Шолохова), Э. Г. Азимова (Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина), А. Н. Богомолова (МГУ имени М.В. Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра русского языка для иностранных учащихся), Е. Н. Солововой (Департамент Иностранных Языков, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»), А. С. Родоманченко (Департамент Иностранных Языков, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»), И. С. Зеленецкой (МГУ имени М.В. Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра русского языка для иностранных учащихся для естественных факультетов), Е. Д. Патаракина [4] (Институт программных систем РАН) и других российских и зарубежных филологов и лингвистов.
Из исследований корпорации Яндекс, по данным ФОМ на осень 2013 года, в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет — это более 57% всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются интернетом ежедневно.
Маленькие города постепенно догоняют большие по уровню проникновения интернета, стираются различия между регионами по доступности подключения к сети. Среди аудитории интернета становится все больше людей старшего возраста [5].(Данные приведены до весны 2014 года).
По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн человек старше 18 лет. Проникновение, то есть доля пользователей интернета среди населения этого возраста — 67%. Почти такое же проникновение — 68% — показано в исследовании Web Index группы TNS [6], в котором учтены пользователи старше 12 лет. Оба этих источника не учитывают пользователей из Крыма [7].
Таким образом, на конец 2015 года в России как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще.
Для удобства сравнения представим для удобства сравнения, результаты исследования по количеству пользователей Интернета в России в таблице, представленной ниже.
Критерии |
Данные за 2013 год |
Данные за 2015 год |
Люди старше 18 лет, пользующиеся интернетом |
66,5 миллиона человек |
78 миллионов |
Процент от общего числа совершеннолетних в России |
57% |
67% |
Из них выходят в интернет ежедневно. |
53 миллиона |
Приблизительно 60 миллионов |
Рисунок 1 Данные исследований компании Яндекс
Исходя из результатов проведенного исследования можно сделать вывод о расширении влияния дистанционного обучения во всех направлениях, включая преподавание иностранных языков и русского как иностранного.
В связи с практически повсеместным внедрением информационных технологий в преподавание иностранных языков, мной была предложена новая модель преподавания русского как иностранного (далее РКИ) – кросс-платформенная модель.
Эта модель дистанционного обучения, которая может быть использована не только для преподавания русского как иностранного, но и других иностранных языков. Данная модель состоит из нескольких основных неизменных элементов, а также дополнительных элементов, которыми можно дополнить созданный Вами онлайн-курс.
На сегодняшний день существует огромное количество программных продуктов, позволяющих полностью автоматизировать весь процесс обучения. Для того чтобы система соответствовала необходимому уровню разработки процесса электронного обучения, она должна соответствовать целому ряду характеристик [8]
Представим эти характеристики в виде таблицы:
Таблица 2 Дидактические критерии онлайн-курса
Характеристики |
Описание характеристики |
Функциональность. |
Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, обеспечивающих поддержку процесса обучения в полном объеме. |
Надежность |
Данный параметр характеризует удобство администрирования в системе и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов. |
Стабильность |
Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей. |
Стоимость |
Складывается из стоимости самой системы, а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение, наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей. |
Наличие средств разработки контента |
Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения |
SCORM |
Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы. |
Система проверки знаний |
Позволяет в режиме онлайн оценить знания учеников. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах. |
Система оценивания знаний |
Система которая позволяла бы оценивать знания студентов в автоматическом режиме. |
Удобство использования |
При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. |
Модульность |
В современных системах ЭО курс может представлять собой набор модулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах. |
Обеспечение доступа |
Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами, |
Мультимедийность |
Возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео, gif- и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов. |
Масштабируемость и расширяемость |
Возможность расширения как круга слушателей, обучаемых в системе дистанционного обучения (СДО), так и добавления программ и курсов обучения и образования. |
Перспективы развития платформы |
СДО должна быть развивающейся средой, должны выходить новые, улучшенные версии системы с поддержкой новых технологий, стандартов и средств. |
Кросс-платформенность на уровне СДО |
В идеале система дистанционного обучения не должна быть привязана к какой-либо операционной системе или среде, как на серверном уровне, так и на уровне клиентских машин. |
Качество технической поддержки |
Возможность поддержки работоспособности, стабильности СДО, устранения ошибок и уязвимостей как с привлечением специалистов компании разработчика СДО, так и специалистами собственной службы поддержки организации. |
Кросс-платформенность на уровне онлайн-сервисов |
Использование различных платформ для разных типов задач обучения с целью повышения мотивации обучающихся |
Автономность элементов дистанционного курса (АЭДК) |
Каждый элемент кросс-платформенной модели выполняет свою определенную функцию и позволяет выполнить студентам различные задачи обучения, но иногда нам нужно это же задание для его применения в другом курсе, и поэтому автономность играет важную роль в дистанционном обучении. |
Все нижеуказанные платформы выполняют различные функции и задачи, некоторые из них могут быть опущены в тот или иной момент процесса обучения и составляют единую модель организации дистанционного учебного процесса – кросс-платформенную модель.
Таблица 3 Список платформ кросс-платформенной модели онлайн курса
Название |
Краткое описание |
Mindmap |
-интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации. С компьютера ей можно пользоваться только на официальном сайте программы. С какими мобильными платформами она работает, мы рассмотрим ниже. |
Prezi.com |
-технология облачного создания презентаций в 3D проекции. С компьютера ей можно пользоваться только на официальном сайте программы. |
Voicethread |
- сайт-программа, позволяющая записывать речь в реальном времени с помощью веб-камеры, которая подключена к компьютеру. |
Voxopop |
-программа, позволяющая записывать голос и устные высказывания (монологи), которые может проверить преподаватель, даже находясь, а другом конце города. |
Skype |
- технология выкуплена американским медиа-гигантом Microsoft используется в дистанционном обучении достаточно широко для проведения уроков и конференций, не выходя из дома. |
Moodle |
- модульная онлайн платформа, позволяющая создавать онлайн курсы, включающие в себя форумы, блоги видео материалы |
Teacherpage |
- сайт, позволяющий создавать тесты и задания для студентов, а также для обмена информацией между студентами |
Wikispaces |
-платформа для создания виртуального класса для проведения лекций, уроков, семинаров в дистанционной форме. |
Language Management System |
- система управления, используемая во многих зарубежных и государственных вузах для организации дистанционного обучения. |
SurveyMonkey |
- платформа для создания онлайн тестов для проверки усвоенности материала |
Eliademy.com |
-платформа для создания онлайн курса |
Schoology.com |
-платформа LMS для создания своего собственного курса с использованием видеоматериалов форумов и блогов |
Образование.РФ |
-российская LMS система для обучения большого количества студентов и школьников в дистанционной форме. |
http://www.englishpatient.org/
|
Проект Лирмака Ю М и Шайхлисламова С. Х., содержащий в себе огромное количество материала для изучения живого английского языка |
www.mindmeister.com |
-интернет – сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения студентов, и удобного представления информации. |
Conversationexchange.com |
Программа, позволяющая с помощью конференц-связи организовывать беседы с иностранцами в режиме реального времени |
Linguisticsedu |
Проект станет универсальной платформой по обмену опытом среди молодых ученых в области лингвистики, перевода, теории преподавания языков и культур. |
Центром нашей кросс-платформенной модели обучения РКИ является проект Linguisticsedu. Так как мы уже узнали все составляющие этой модели перейдем непосредственно к системе обучения русскому языку.
На сайте проекта [9] предложены следующие разделы курса [10]:
- Задания
- Онлайн-сервисы
- Планы уроков
- Презентации
- Программа курса ИКТ в РКИ
- Статьи
- Текстотека
- Тематический словарь
- Тесты
Каждый из вышеперечисленных разделов несёт определенную функцию в системе обучения русскому языку и культуре иностранцев.
Раздел «Задания» [11] - будет содержать весь список тем (ссылок) в алфавитном порядке, где студент, обучающийся на данной платформе может видеть весь список заданий и может приступить к их выполнению в случайном порядке. Это позволяет избежать рутины при обучении русскому языку, потому что может оказаться так, что студенту просто неинтересно проходить, то что он уже проходил ранее.
Раздел «Онлайн-сервисы» [12] - содержит список онлайн-сервисов, которые используются на курсе. Все сервисы абсолютно бесплатны. Использование большого количества онлайн-сервисов позволяет существенно повысить мотивацию к обучению русскому языку иностранцев.
Раздел «Планы уроков» [13] – будет содержать авторские разработки планов уроков для преподавателей РКИ.
Раздел «Презентации» [14] – содержит презентации к очным урокам по РКИ. Они повышают наглядность, мотивацию и эффективность усвоения лексического материала студентами-иностранцами.
Раздел «Программа курса ИКТ в РКИ» [15] – содержит программу курса.
Раздел «Статьи» [16] – содержит авторские статьи по обучению с помощью данной модели обучения.
Раздел «Текстотека» [17] – содержит тексты по темам (в алфавитном порядке) с лексическими минимумами, тестами и вопросами к ним.
Раздел «Тематический словарь» [18] – содержит лексические минимумы по темам (в алфавитном порядке).
Студенты выполняют тесты на базе Quizlet (лексические тесты на усвоение лексической составляющей курса), Let's test (грамматические и синтаксические); письменные задания на базе онлайн-платформ: Padlet, Mind42 и других.
На базе онлайн сервиса Quizlet уже создано около 50 лексических тестов по разным темам. Все тесты имеют разный формат:
- Ответ в одно слово;
- Множественный выбор;
- Выберите один ответ;
- Введите ответ;
По окончанию тестирования обучаемый получит свой результат и узнает где он совершил ошибку, также результат будет отправлен и преподавателю.
На базе онлайн-сервиса Padlet создано около 20 заданий, которые могут выполняться сразу несколькими десятками студентов и получать мгновенную обратную связь от преподавателя. У преподавателя есть возможность видеть кто именно и когда выполнил то или иное задание, списал студент или нет.
В заключении следует отметить, что данный ресурс менее чем за 4 месяца набрал более 10 000 просмотров. Среди его посетителей были представители США, Чехии, Греции, Испании и Италии. Автору было прислано благодарственное письмо из Белоруссии от преподавателя БГУ, посредством социальной сети Facebook:
Елена Ширина:
«Спасибо, Андрей, что делитесь с участниками группы своими работами и ссылками. Я хотела дать тут ссылку на главную страницу вашего сайта, но мой компьютер просигнализировал, что ссылка небезопасна. Так что не получилось у меня поделиться этой информацией с коллегами. Успехов Вам во всем!» [19]
Библиография
- Малышева Е. Н. Анализ тенденций развития ИКТ в сфере высшего профессионального образования // Вестник КемГУ. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tendentsiy-razvitiya-ikt-v-sfere-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.01.2017). Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tendentsiy-razvitiya-ikt-v-sfere-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya#ixzz4WzXNyaKS
- Электронный ресурс: http://learnteachweb.ru
- Электронный ресурс: http://distance.ffl.msu.ru/al/integ/ruko.htm
- Электронный ресурс: https://patarakined.wordpress.com
- Электронный ресурс: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_internet_regions_2014#chap6 (Дата обращения 30 10 2016)
- Независимая научно-исследовательская группа TNS входит в состав холдинга WPP и его исследовательского подразделения KANTAR Электронный ресурс: http://tns-global.ru
- Электронный ресурс: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016 (Дата обращения 30 10 2016)
- Батаев А. В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 433-436.
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com/index/tematicheskie_stranicy/0-12
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com/index/ikt_v_rki_zadanija/0-43
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com/index/ikt_v_rki_onlajn_platformy/0-51
- Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/linguisticsedu/home
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com/index/ikt_v_rki_prezentacii/0-45
- Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/linguisticsedu/rabocaa-proo
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com/index/ikt_v_rki_stati/0-44
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com/index/tekstoteka/0-112
- Электронный ресурс: http://linguisticsedu.ucoz.com/index/tematicheskij_slovar_po_rki/0-72
- Электронный ресурс: https://www.facebook.com/groups/363287790678977/permalink/418871875120568/?comment_id=419192795088476¬if_t=group_comment¬if_id=1485438868696649