Петровский период русской живописи.

 

ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

В живописи петровского времени особенно заметен резкий скачок от старого к новому, проявившийся в изучении за минимальные сроки европейских традиций и ознакомлении с накопленным столетиями опытом иноземных художественных стилей.
С началом XVIII века важную роль в живописи начинает играть картина маслом и светский сюжет. «В старину князья и бояре изредка позволяли заезжему «немчину» списывать свое «обличье», но начиная с конца XVII века и особенно XVIII портрет входит в настоящую моду, и кто только может заказывает «персонному мастеру» списать себя и своих близких».[1]  Среди многочисленных станковых картин, панно и миниатюр главное место отводится портрету во всех разновидностях: парадному и камерному, погрудному и в рост.
При этом проявлялся особый интерес к самой личности портретируемого. Уже в «Преображенской серии» портретов, считавшихся долгое время изображениями царских шутов по причине участия представленных на них персонажей в таком «совете», как «Всепьянейший сумасбродный собор всешутейшего князь-папы», заметно внимание художника к «обличью» героев и даже дополнительным атрибутам (трезубец у Нептуна, натюрморт у Алексея Васильева). Однако в этих портретах еще очень много от парсун. «Это последний, заключительный аккорд древнерусской живописи».[2]
 
Неизвестный художник, Портрет Преображенской серии

Портрет И.А.Щепотева (Конец XVII - начало XVIII века)
 

На портрете с подписью «IВАНЪ ЩЕПОТЕВЪ» персонаж помещен в трехчетвертном развороте, взгляд направлен вправо. Изображение вписано в овал. Перед нами поясное изображение портретируемого. Художник, следующий традициям школы Оружейной палаты,  неплохо передает характер своего персонажа. Стоит отметить, довольно реалистичную манеру в подаче лица и отсутствие приукрашивания персонажа. По  данным сопроводительной аннотации к портрету ГТГ, перед нами стряпчий, ближайший сподвижник Петра I. Портретируемый обряжен в краснавато-коричневый кафтан. Судя по наличию бороды у персонажа, можно сделать вывод, что портрет относится к первому циклу «Преображенской серии», т.е. выполнен до Петровского указа «брить бороду на европейский манер».
Среди живописных недоработок портрета «Преображенской серии» хорошо  заметно неумение показать глубину пространства, моделировать  объемность формы, а также отсутствие анатомической правильности в изображении человеческого тела и затруднение в решении светотеневой задачи.
«Преображенская серия» - попытка оторваться от протопортретной ситуации в форме парсуны и перейти к решению портретных задач.
Поражает воображение, насколько много русским художникам нужно будет освоить, какой невероятный рывок сделать в совершенствовании своего мастерства, чтобы от «Преображенской серии» последнего десятилетия XVII века прийти к никитинскому портрету наподобие портрета  цесаревны Анны Петровны (1716 г.). Такой качественный подъем лишь за  двадцать лет!

Подчеркнутые слова

Задания к тексту:

 

Домашнее задание:

 

P.S. Тесты, предложенные в разделе "Тесты" носят тренировочный характер