Словарь методических терминов
Термин |
Определение |
|
|
|
Система знаний о закономерностях процесса обучения ИЯ и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации. |
|
|
|
Определяет законы, принципы, цели, содержание обучения ИЯ в целом, без учета особенностей какого-либо языка. |
|
|
|
Исследует процессы обучения конкретному языку с учетом его особенностей. |
|
|
Метод |
Система функционально взаимообусловленных методических принципов, направленных на достижение строго определенной цели. |
|
|
Методический Принцип |
Основное исходное положение, которое обуславливает стратегию обучения ИЯ. |
|
|
Общеметодические Принципы |
Принцип наглядности, -активности, -доступности, -сознательности, -прочности, -индивидуального подхода, -научности, -связи теории и практики, -воспитывающего обучения.
|
|
|
Частнометодические Принципы |
Коммуникативной направленности; -опоры на родной язык, - дифференцированного и интегрированного об. (-ситуативности, -функциональности, -индивидуализации, -новизны, -взаимосвязи обучения всем видам речевой деятельности) |
|
|
Методический Прием |
Основная единица методического воздействия. Это элементарный методический поступок для решения конкретной задачи преподавателем на определенном этапе практического занятия. |
|
|
Способ |
Действие, рассчитанное на использование психологических приемов. Это группа приемов, направленных на решение более сложных задач. |
|
|
Средства Обучения |
Орудия процесса обучения; УМК: |
|
|
Цель |
Общее направление в обучении, концептуальная задача. Цели определяются социальным заказом общества. |
|
|
Содержание Обучения |
То, чему следует обучать, то, с чем должен работать школьник для достижения поставленной цели. Содержание обучения находит отражение в программах, учебно-методических пособиях, планах. |
|
|
Знания |
Теоретическая сторона усвоения языка – система восприятий, представлений и понятий, кот. Формируются в сознании ученика в процентах. Овладения ИЯ; сумма правил; знание системы языка. |
|
|
Речевое Общение |
Форма взаимодействия людей с помощью языка средство коммуникации и способ передачи информации. |
|
|
Говорение |
Продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (ВРД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. |
|
|
Слушание |
Процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. |
|
|
Чтение |
Вид речевой деятельности, который заключается в выявлении, активной переработке и осознании смысловой информации (в. Г. Горецкий и др., 1974). |
|
|
Перевод |
Переводом называется процесс преобразования речевого произведения на одном языке в речевое произведение на другом языке при сохранении неизменного плана содержания, то есть значения. Бархударов л. С. Язык и перевод (вопросы общей и частной теории перевода). М., "междунар. Отношения", 1975 |
|
|
Письменная Речь |
Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. |
|
|
Партнеры По Общению |
Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. |
|
|
Ситуация Общения |
Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи. |
|
|
Речевая Ситуация |
Ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами |
|
|
Мотив |
Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; |
|
|
Коммуникативный Акт |
Однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения. |
|
|
Максима Количества |
Сообщай ровно столько информации, сколько требуется для достижения целей общения |
|
|
Максима Качества |
Высказывание должно содержать истину, надо избегать ложных утверждений |
|
|
Максима Релевантности |
Относительно темы |
|
|
Максима Способа |
Способа выражения и манеры речи |
|
|
Сфера Общения |
Обстоятельства в которых происходит общение |
|
|
Просодика |
Система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль; обеспечивается работой речевого аппарата. |
|
|
Фонетическая Редукция |
Сокращение и ослабление гласных или согласных звуков человеческой речи, влекущее за собой сначала неясное и неотчетливое произношение, а затем и совершенное исчезновение их. |
|
|
Интонация |
Совокупность нюансов речи (звучность, мелодичность, тембр, темп, ударения), обычно соразмерная с ее смысловым содержанием и передающая эмоциональное состояние говорящего. |
|
|
Абсолютная Ценность Слова |
Значение слова |
|
|
Относительная Ценность Слова |
Способность слова иметь синонимы, антонимы, паронимы и стилистическую окраску |
|
|
Побудительно-Мотивационная Фаза |
Потребность извлечь нужную информацию и прослушиваемого материала |
|
|
Анатилитико-Синтетическая Фаза |
Анализ полученной информации |
|
|
Исполнительное Фаза |
Уровни понимания слова |
|
|
Контролирующая Фаза
|
Контроль правильности понимания значения лексических единиц |
|
|
Методический Принцип |
Производиться отбор лексики в зависимости от цели и задач обучения |
|
|
Переводная Семантизация |
Замена слова соответствующим эквивалентом |
|
|
Дидактика |
Область педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования |
|
|
Общая Дидактика |
Научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. |
|
|
Частная Дидактика |
Дидактика обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся в разных типах учебных заведений и формах образования |
|
|
Специальная Дидактика |
Дидактика обучения отдельным аспектам языка или видам речевой деятельности (ВРД) |
|
|
Модели Дидактики |
Понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. |
|
|
Полиязыковое Образовательное Пространство |
Совокупность языков, находящихся друг с другом в определенных взаимозаменяющих отношениях с помощью которых взаимодействуют участники образовательного процесса |
|
|
Межкультурная Дидактика |
Педагогическая технология, направленная на разработку и объяснение новых методов и новых форм обучения с учетом межкультурного взаимодействия субъектов обучения |
|