Словарь методических терминов

 

Термин

Определение

 

  1. Методика

Система знаний о закономерностях процесса обучения ИЯ и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации.

 

  1. ОБЩАЯ Методика

Определяет законы, принципы, цели, содержание обучения ИЯ в целом, без учета особенностей какого-либо языка.

 

  1. ЧАСТНАЯ Методика

Исследует процессы обучения конкретному языку с учетом его особенностей.

 

Метод

Система функционально взаимообусловленных методических принципов, направленных на достижение строго определенной цели.

 

Методический Принцип

Основное исходное положение, которое обуславливает стратегию обучения ИЯ.

 

Общеметодические Принципы

Принцип наглядности, -активности, -доступности, -сознательности, -прочности, -индивидуального подхода,

-научности, -связи теории и практики, -воспитывающего обучения.

 

 

Частнометодические Принципы

Коммуникативной направленности; -опоры на родной язык, - дифференцированного и интегрированного об.

(-ситуативности, -функциональности, -индивидуализации, -новизны, -взаимосвязи обучения всем видам речевой деятельности)

 

Методический Прием

Основная единица методического воздействия. Это элементарный методический поступок для решения конкретной задачи преподавателем на определенном этапе практического занятия.

 

Способ

Действие, рассчитанное на использование психологических приемов. Это группа приемов, направленных на решение более сложных задач.

 

Средства Обучения

Орудия процесса обучения; УМК:

 

Цель

Общее направление в обучении, концептуальная задача. Цели определяются социальным заказом общества.

 

Содержание Обучения

То, чему следует обучать, то, с чем должен работать школьник для достижения поставленной цели. Содержание обучения находит отражение в программах, учебно-методических пособиях, планах.

 

Знания

Теоретическая сторона усвоения языка – система восприятий, представлений и понятий, кот. Формируются в сознании ученика в процентах. Овладения ИЯ; сумма правил; знание системы языка.

 

Речевое Общение

Форма взаимодействия людей с помощью языка средство коммуникации и способ передачи информации.

 

Говорение

Продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (ВРД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение.

 

Слушание

Процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения.

 

Чтение

Вид речевой деятельности, который заключается в выявлении, активной переработке и осознании смысловой информации (в. Г. Горецкий и др., 1974).

 

Перевод

Переводом называется процесс преобразования речевого произведения на одном языке в речевое произведение на другом языке при сохранении неизменного плана содержания, то есть значения.

Бархударов л. С. Язык и перевод

(вопросы общей и частной теории перевода).

М., "междунар. Отношения", 1975

 

Письменная Речь

Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.

 

Партнеры По Общению

Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.

 

Ситуация Общения

Один из основных компонентов информационной модели, характеризующийся сферой общения, особыми функциями речи, зависящими от конкретного стиля, задачами речи.

 

Речевая Ситуация

Ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами

 

Мотив

Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;

 

Коммуникативный Акт

Однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.

 

Максима Количества

Сообщай ровно столько информации, сколько требуется для достижения целей общения

 

Максима Качества

Высказывание должно содержать истину, надо избегать ложных утверждений

 

Максима Релевантности

 Относительно темы

 

Максима Способа

Способа выражения и манеры речи

 

Сфера Общения

Обстоятельства в которых происходит общение

 

Просодика

Система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль; обеспечивается работой речевого аппарата.

 

Фонетическая Редукция

Сокращение и ослабление гласных или согласных звуков человеческой речи, влекущее за собой сначала неясное и неотчетливое произношение, а затем и совершенное исчезновение их.

 

Интонация

Совокупность нюансов речи (звучность, мелодичность, тембр, темп, ударения), обычно соразмерная с ее смысловым содержанием и передающая эмоциональное состояние говорящего.

 

Абсолютная Ценность Слова

Значение слова

 

Относительная Ценность Слова

Способность слова иметь синонимы, антонимы, паронимы и  стилистическую окраску

 

Побудительно-Мотивационная Фаза

Потребность извлечь нужную информацию и прослушиваемого материала

 

Анатилитико-Синтетическая Фаза

Анализ полученной информации

 

Исполнительное Фаза

Уровни понимания слова

 

Контролирующая Фаза

 

Контроль правильности понимания значения лексических единиц

 

Методический Принцип

Производиться отбор лексики в зависимости от цели и задач обучения

 

Переводная Семантизация

Замена слова соответствующим эквивалентом

 

Дидактика

Область педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования

 

Общая Дидактика

Научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.

 

Частная Дидактика

Дидактика обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся в разных типах учебных заведений и формах образования

 

Специальная Дидактика

Дидактика обучения отдельным аспектам языка или видам речевой деятельности (ВРД)

 

Модели Дидактики

Понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

 

Полиязыковое Образовательное Пространство

Совокупность языков, находящихся друг с другом в определенных взаимозаменяющих отношениях с помощью которых взаимодействуют участники образовательного процесса

 

Межкультурная Дидактика

Педагогическая технология, направленная на разработку и объяснение новых методов и новых форм обучения с учетом межкультурного взаимодействия субъектов обучения

 

Хостинг от uCoz