Тема 5 Теория и практика обучения аудированию и аудиовизуализации текстов на разных уровнях языкового образования
Становление и развитие теории и методики обучения аудированию в трудах ученых

Согласно учебнику Н.Д.Гальсковой, «Теория и методика обучения иностранным языкам»: отмечается, что слушающий при аудировании опирается на свой альтернативный опыт при прослушивании аудиозаписи и сопровождается перекодировкой из одного формата в другой и это зависит от психологического состояния слушающего. Нельзя забывать о понятии «Речевой слух»

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока, и восприятие фонем данного языка» (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.

Трактовка этого понятия, основанного на дихотомии языка и речи, санкт-петербургской и московской фонологической школ отличаются. Первая школа под фонематическим слухом определяет «некую психологическую способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип». Представители московской школы поясняют термин, как «умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты с доминантной в той же самой морфеме».

По определению А.Р. Лурия, – это акустическая основа фонематической организации языковых кодов, с выделением полезных признаков и абстрагированием от несущественных «вариантов».

Фонетический слух – это «слежение за непрерывным потоком слогов», различение искаженного произношения и восприятие звуков в различных фонетических позициях (Н.И. Жинкин).

При восприятии речевых сообщений распознается прежде всего коммуникативный план высказывания, причем интонация является одним из основных структурных признаков, по которым различаются коммуникативные типы предложений: повествование, вопрос, восклицание, побуждение.

Логический и синтаксический планы выделяются с помощью логического ударения и членения фразы на синтагмы.

Эмоциональная оценка, стремление соотнести любое проявление чувств и воли с объективной действительностью также выражаются с помощью интонации, что способствует пониманию подтекста (В. А. Артемов, Н. С.Фоменко и др.).

Аудирование связано, как упоминалось выше, со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей.

При восприятии речи на родном языке избирательность связей осуществляется достаточно легко. Что касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только продуктивным словарем (объем которого у учащихся общеобразовательной средней школы очень невелик), но и рецептивным, приобретенным в основном в процессе чтения. Запечатленный в памяти зрительный образ слова не всегда легко, как показывает опыт преподавания, ассоциируется со слуховым. (Гальскова, Гез, 2006, с. 161).

Аудирование также определяется как «аналитико-синтетический процесс при обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринимаемой информации» с точки зрения теории восприятия речи «анализ через синтез» (Ляховицкий, 1981, с. 53).

В зарубежной методике понятие «listening» также определяется различным образом. Так, С. Дж. Уолвин и А. Д. Коакли рассматривают аудирование как «процесс восприятия, концентрации внимания и определения значения устных и зрительных стимулов» (Wolvin, Coakley, 1996, с. 35). М. Педи считает, что «аудирование — это активный и динамический процесс концентрации внимания, восприятия, интерпретации, запоминания и реакции на выраженные (вербально и невербально) запросы, проблемы и внешнюю информацию» (Purdy, 1991, с. 11). Дж. Рубин также подчеркивает активный характер аудирования и определяет данный вид речевой деятельности как «активный процесс, во время которого слушающий выбирает и интерпретирует информацию, поступающую от звуковых и визуальных сигналов, с целью понять, что происходит в данный момент, а также то, что пытается выразить говорящий» (Rubin, 1995, с. 151). В свою очередь Г. Бак отмечает, что аудирование является активным процессом интерпретации звукового сообщения на основе лингвистических и экстралингвистических знаний слушающего (Buck, 2001). С точки зрения функционирования механизмов восприятия речи представляет интерес определение аудирования, предложенное Дж. Б. Кэроллом, который описывает аудирование как комплекс видов деятельности, включающий способность индивидуума понимать, распознавать, различать или пренебрегать звучащей информацией (Carroll, 1993). Зарубежные исследователи также оперируют понятием «hearing», которое рассматривается как физиологический процесс восприятия речи (Rost, 2011).


Назад к каталогу вопросов

Яндекс.Метрика