Теоретические основы применения ИКТ в образовании: история становления ИКТ, критерии исследования онлайн платформ, модели дистанционного обучения.

Интернет дал жизнь новому направлению проектного движения в образовании в виде телекоммуникационных проектов[1].Интернет-технологии интегрировались в каждую сферу нашей жизни

Понимая сложности в определении понятия «интеграция» относительно процессов информатизации сферы обучения иностранному языку (прим. Кузнецов А А), мы тем не менее должны отметить, что для решения задач обеспечения результативности обучения в условиях информатизации образовательной сферы существующая практика использования ИКТ в методике и компьютерной лингводидактике сегодня должна осмысливаться в едином концептуальном ключе с должным вниманием к рассмотрению текущих процессов интеграции на всех системных уровнях обучения, которые определяются в методической литературе [Роберт 2005, 2010]: методологическом, методическом, технологическом, организационном и уровне управления обучением. Необходимость единых оснований в осмыслении и поиске решения проблем интеграции в информатизации обучения языку привносится в лингводидактику единой физической природой ИКТ и равным образом относится к обучению любому иностранному языку[2].

Для начала нашего исследования дадим несколько определений аббревиатуры ИКТ:

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у большого количества преподавателей. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ и преподавателей ВУЗов, а также на эффективность обучения школьников студентов.

Развитие новых технологий всегда следовало за новыми открытиями в других подчас смежных областях развития человеческой мысли и потребностей общества. Технологии обучения всегда строились на новых теориях психологии обучения. Вторая половина двадцатого века ознаменовалась такими открытиями, которые оказали очень сильное влияние на развитие всех сторон жизни общества. Для исследования вопроса развития и применения информационных технологий в образовании следует отметить стадиальные изменения в истории развития способов коммуникации в обществе. Эти изменения можно разделить на 6 этапов, каждый из которых обладает своими характеристиками.  Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов:

1        1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки почтой писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2        2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3        3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4        4-й этап (с начала 70-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5        5-й этап (с середины 80-х гг.) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации автоматических систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6        6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя – глобальной компьютерной сети Internet[3]. Это в первую очередь относится к появлению персонального компьютера и современных средств коммуникации. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы[4], обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс.

В работе В.П. Тихомирова выделены следующие этапы в истории информатизации образования (на период 2000г):

  1. Компьютеризация 50-70 гг.: не повысила эффективности обучения;
  2. Компьютеры 70-80 гг. становятся средством поиска новых методов обучения. История телекоммуникационных сетей начинается с 80-х годов прошлого века. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы, обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс.
  3. Компьютеры 80-90 гг.способствуют самоорганизации познания, утверждению методик обучения раскрытию творческого потенциала личности, особых черт индивида и виртуализации обучения, свободному выбору технологий обучения[5]

Помимо Советского Союза развитием информатизации общества и информационными технологиями также занимались большинство стран Западной Европы и США. Это подтверждает исследования профессора Калифорнийского университета (University of California, UCI) Марка Варшауэра[6] (Mark Warschauer). Он выявил три периода становления ИКТ в сфере образования:

1        бихевиористский (50-70-е гг.), использовавший тренировочно-контролирующие программы;

2        коммуникативный (70-80-е гг.), ориентированный преимущественно на учебные игровые и прикладные программы;

3        интегрирующий (с конца 80-х гг. до настоящего времени), основанный на использовании средств гипермедиа[7] и коммуникации с применением компьютеров.

 

М.Леви рассматривает историю компьютерной лингводидактики через наиболее значимые проекты по созданию обучающих систем, отразившие тенденции определенного этапа ее развития, а именно 60-, 70-, 80- и 90-х гг ХХ века.

В современном понимании истории становления ИК-технологий произошло укрупнение этапов и уменьшение их количества до двух. Эти два этапа представлены в нижеприведенной таблице:

 

Этапы истории развития ИК-технологий

Описание

1 этап (60 - 80-е гг)

Определение его как “традиционного” характеризует технические возможности компьютеров того времени и наиболее распространенные (ставшие “традиционными” для обучения языку) типы обучающих программ.

2 этап (90-е гг)

Качественное изменение технических возможностей компьютеров, которые повлекли за собой кардинальные изменения в обучении языку. К основным технологическим достижениям этого периода относятся:

1        средства мультимедиа, объединяющие возможности воспроизведения и записи речи и интерактивное видео;

2        технология CD-ROM , позволяющая многократно увеличить объем сохраняемой на лазерных компакт-дисках информации;

3        гипертекст, создающий систему перекрестных ссылок в текстовых массивах информации;

4        гипермедиа, сочетающие возможности гипертекста и мультимедиа;

5        телекоммуникационные технологии.

 

 

История телекоммуникационных сетей начинается с 80-х годов прошлого века. Удобный и оперативный вид связи и сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики, появились научные школы[8], обосновавшие теоретически педагогический потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей информационно-коммуникационных технологий позволила использовать интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как уникальный информационный ресурс

Появление таких интернет-ресурсов обусловило не только новое направление в педагогических исследованиях в методике преподавания (компьютерную лингводидактику[9]), но и обозначило новый процесс в обществе – информатизацию. 

Основу информатизации составляет информация, получаемая из разных источников. Как утверждает аспирант факультета иностранных языков и регионоведения МГУ В А Скакунова в своей статье, посвященной профессионально-ориентированному обучению иностранным языкам через ИКТ: «В современном мире определяющую роль в любой сфере человеческой деятельности»[10]. На наш взгляд – это абсолютный и неоспоримый факт.

 

 

[1] А. Ахаян, В. Робинсон. Российско-Американский телекоммуникационный образовательный проект "Уолкер Конти", как пример дистанционной образовательной деятельности Виртуального Педвуза // Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал", CПб, СПбАИО, 2000, ART 799. Гос. рег. №0320100088.

[2] Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). – М., 2014. – 80 с.: илл. Стр. 5

[4] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000/ –  272 c.

[5] В А Красильникова Информационные технологии в образовании// С 38 // Электронный ресурс:   http://ito.osu.ru/files/work161.pdf

[6]  Современный прикладной лингвист, профессор педагогического факультета (Department of Education) и факультета информатики Калифорнийского университета в Ирвайне, основатель лаборатории цифрового обучения данного университета

[7] Объединение возможностей мультимедиа (представления информации в виде комбинации звука, графики, мультипликации и видео) и гипертекста (представления текстовой информации в нелинейном виде путем создания системы перекрестных ссылок).

[8] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000/ –  272 c.

[9] Компьютерная лингводидактика – область лингводидактики, изучающая теорию и практику использования компьютеров в обучении языку. (Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. - М., 2005.)

[10] Скакунова В. А. Информационно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам и в повышении

Яндекс.Метрика